Белорусские товарищества собственников жилья (ТСЖ) замерли в ожидании перемен. С конца лета активно обсуждается новый закон, который будет регулировать их деятельность.
Сначала больше говорили в кулуарах, затем председатели товариществ писали коллективные письма, ходили на приемы к чиновникам и парламентариям.
И тем не менее, на сентябрьской сессии Палаты представителей закон был принят в первом чтении. После этого его вынесли на общественное обсуждение, и тема сразу стала горячей.
Что нового в законе
На данный момент предполагается несколько важных изменений. Собрали ключевые моменты, которые беспокоят ТСЖ:
- Средства на капремонт будут перечисляться на счета исполкома. Деньги будут идти в общий котел, а ждать своей очереди можно будет долгие годы.
- Один председатель может работать только в одном товариществе/ЖСПК. Если в доме нет председателя – назначается уполномоченное лицо (как правило, это представитель ЖЭУ или ЖЭС). После назначения УЛ все штатные сотрудники будут уволены.
- Если в доме несколько месяцев нет председателя после назначения уполномоченного лица, исполком может принять решение о ликвидации товарищества/ЖСПК как юридического лица.
Общественное обсуждение было бурным, и по мнению его участников может положить конец существованию в стране ТСЖ.
Собственно товариществ собственников в Беларуси сегодня 2691, к этому количеству следует добавить 5255 организаций застройщиков ЖСПК, всего – почти восемь тысяч. Как правило, в ТСЖ входит один дом. То есть сегодня в стране общее имущество собственников сотен тысяч квартир управляется не ЖЭСами. И раз ТСЖ не становится меньше, то очевидно, что жителей этих домов устраивает работа частников.
Корреспондент Tochka.by поинтересовался у эксперта, почему планируемые изменения в Жилищный кодекс вызвали такую бурную реакцию?
Один за всех, но по одному ТСЖ "в руки"
Одной из главных поправок является запрет занимать должности председателя ТСЖ в более чем одном товариществе собственников. А ведь сегодня большое число ТСЖ в качестве председателя возглавляется "по совместительству". Так работает и наш собеседник.
Заместитель председателя минской ассоциации "Эффективное домовладение" Юрий Водяницкий является председателем четырех столичных ТСЖ. Возглавлял он их постепенно.
"Не думал и не гадал, что так получится, но в 2010 году, построив квартиру в доме по улице Игнатовского, 14, я был выбран председателем товарищества собственников. Через пару лет пригласили возглавить ТСЖ соседи – сработало "сарафанное радио". Затем еще два дома попросили занять должность председателя", – рассказывает собеседник.
Важно понимать, что председатель ТСЖ – это не единоличный руководитель товарищества, а больше исполнитель. Выбирают его собственники, и он не может самостоятельно принимать решения по распоряжению имуществом и подписывает договоры лишь по согласованию с ними. Зато сменить его проще простого – на общем собрании собственников жилья.
Но раз тот же Водяницкий продолжает годами руководить четырьмя ТСЖ, то наверное его работа устраивает жильцов примерно 500 квартир. По его словам, председателей, которые одновременно руководят несколькими ТСЖ, в стране становится все больше.
"Когда люди видят, что в аналогичном соседнем доме порядка больше, денег они платят меньше, а вопросы решаются проще и быстрее, то они приглашают председателя к себе. Никто не будет во вред себе звать человека из другого дома", – поясняет эксперт.
Останутся ли в Беларуси ТСЖ?
Есть еще одна проблема: Минжилкомхоз также хочет ввести норму об обязательной ликвидации товариществ, состоящих из нескольких многоквартирных домов.
"Все эти нововведения выглядят очень странно, мягко говоря: если жильцов что-то не устраивает, то они легко могут сами сменить председателя ТСЖ/ЖСПК, который, по их мнению, плохо исполняет свои обязанности. Но если запрет на занятие одним человеком должности председателя в нескольких местах появится, то очень сложно будет найти желающих работать таковыми за скромное вознаграждение ", – считает Юрий Водяницкий.
По мнению заместителя председателя Ассоциации "Эффективное домовладение", запрет приведет к тому, что члены оставшихся ТСЖ вынуждены будут платить больше как минимум для того, чтобы увеличить зарплату председателю.
Но есть проблемы, отмечает собеседник, куда большие.
"Первая: власти хотят назначать на вакантные должности председателей "уполномоченных лиц", которые станут распоряжаться имуществом ТСЖ без согласования с общим собранием собственников! Вторая: если новый председатель не избран, то ТСЖ ликвидируется, и другое в этом доме уже создать нельзя. А общее имущество забирает государство, то есть местные подразделения Минжилкомхоза", – делится своим видением ситуации Водяницкий.
Деньги на капремонт: отобрать и поделить
Наибольшее волнение, в том числе в домовых чатах, вызывает тема капитального ремонта.
"Если изменения будут внесены, то сам смысл существования даже оставшихся ТСЖ во многом пропадет, ведь деньги, которые товарищества сегодня аккумулируют для проведения капитального ремонта, будут перечисляться на счета исполкома! А уже собранные можно будет тратить только по согласованию с исполкомом", – рассказывает председатель нескольких ТСЖ.
Если новый закон будет принят в нынешнем виде, у ТСЖ заберут все деньги на капремонт (уже собранные и хранящиеся в банках, а также те, что будут перечисляться собственниками в дальнейшем).
Все это происходит на фоне резкого сокращения бюджетных средств на жилищно-коммунальное хозяйство.
На 2023-й в республиканском бюджете на ЖКХ и жилищное строительство запланировано 6,7 млн рублей. Это почти в 14 раз меньше, чем в прошлом году, – 96,3 млн рублей.
И это не "разовый сбой": на "другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг", на которые в Беларуси в текущем году выделили ничтожную сумму, меньше 3 млн рублей, в 2022 году дали 92,9 млн, а в 2021-м — 385,7 млн. Почти в 400 раз больше.
Впрочем, это может объясняться частичной передачей некоторых профильных вопросов на уровень местных бюджетов.
Перспективы законопроекта
Что стало триггером для внесения изменений, можно только догадываться. Но тема ТСЖ в январе 2022-го поднималась на совещании у Александра Лукашенко с членами правительства.
"Все мы видели, какой ущерб был нанесен зданиям, сооружениям и общественному имуществу в результате так называемых протестных акций. Слава богу, что еще не сожгли столицу, как это сделали с финансовой столицей Казахстана. В подавляющем большинстве случаев это происходило при попустительстве, а иногда и по инициативе руководителей организаций собственников жилья. На устранение последствий и наведение порядка тратились огромные деньги", – заявил тогда Лукашенко.
В то же время проверкой ТСЖ занимался КГК. Анализ показал, что часть зарегистрированных товариществ числится только на бумаге. При этом доходы некоторых председателей правлений в разы превышают зарплаты руководителей ЖКХ, так как те являются руководителями более чем в десяти товариществах.
Законопроект уже принят депутатами в первом чтении. После этого парламентарии отправили его на общественное обсуждение. Уже поступило более пятисот различных предложений. Какие из них будут учтены разработчиками документа, покажет лишь второе чтение. После этого документ "проведут" через Совет Республики, а потом отправят на подпись Александру Лукашенко.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber