Ее персона до сих пор вызывает споры в различных околополитических кругах. Оппозиционный экс-депутат, которой предлагали должность в правительстве. Прошла президентские выборы – 2020, но осталась в стране и на свободе. Попала на ВНС, но ее выступление вырезали из эфира.
Tochka.by начинает серию интервью с политиками, которые участвуют в президентской кампании. На этапе сбора подписей им запрещена агитация. Это накладывает определенные ограничения и на медиа. Поэтому сейчас мы не говорим о программах или идеях для Беларуси-2025.
Узнали, есть ли у Канопацкой миллион долларов, сколько стоит участие в выборах и какие отношения ее связывают с политической и финансовой элитой страны.
Дочь первого белорусского миллионера
Политика для Анны – дело семейное. Инициативную группу по сбору подписей возглавляет ее сестра Дарья. А в начале пути на этом поприще, еще в середине 1990-х, помогал отец.
Анатолий Труханович – первый белорусский долларовый миллионер. Сын школьного учителя и математик по образованию еще перед самым крахом СССР открыл ферму по выращиванию норок и песцов. Дефицитный товар тогда хорошо продавался.
Потом были компьютерная мебель, фармацевтика, АПК и недвижимость. Анна помогала в отцовской фирме со школьной скамьи.
"Мой отец всегда говорил, что деньги – бумага, а инвестировать надо в активы. И активы – это всегда интереснее, чем просто деньги", – рассказывает Анна о самом ценном, что вынесла из разговоров с главой семьи о бизнесе.
Начало девяностых было временем испытаний: дефицит, скачок цен, развал экономики. Каково это – быть дочкой миллионера в те времена?
"Да и в эти времена, наверное, ответственно. Не могу сказать, что тогда была какая-то вседозволенность. Но я всегда понимала, что у нас есть возможности", – говорит Анна.
У семьи были хорошие квартира и машина, признается политик. Но заметно, что на эту тему она говорит неохотно. Будь в те времена Instagram, мы наверняка бы знали больше.
Есть ли у Канопацкой миллион долларов?
Анна, если судить по ее соцсетям, любит британские авто, шубы и минские рестораны – вот и все, что хоть как-то намекает на dolce vita.
"За 25 лет занятия собственным бизнесом, конечно, я заработала, может быть, даже больше миллиона долларов. Что-то было инвестировано в недвижимость, что-то оставалось на жизнь, очень много было вложено в будущее, образование детей", – подсчитывает Анна.
Старший сын вернулся в Беларусь после учебы в Германии, дочка выбрала университет в Австрии – сейчас там.
Оба ребенка – от первого брака. С бывшим супругом отношения хорошие. Канопацкая говорит, что вся его семья уже поставила подписи в поддержку ее выдвижения.
Сейчас с Анной другой мужчина.
"Абсолютно аполитичный человек. Бизнесмен, но не айтишник, как сейчас модно. Занимается технологическим бизнесом", – делится Канопацкая.
Анна не может точно сказать, миллионер она или нет.
"У меня хороший автомобиль, жилая и коммерческая недвижимость, участие в акционерных обществах", – перечисляет бизнес-леди.
Часть средств – в биткоинах, курс растет и радует их обладательницу.
При этом можно встретить фото Анны в супермаркете – с картошкой и обещанием приготовить драники.
В ее подписках в Instagram – паблики с советами хозяйкам, цитатами великих, немного политиков и журналистов, комик Семен Слепаков и популярный психолог Михаил Лабковский. А из белорусских госучреждений – МИД.
Национальная символика
Многие политики и активисты, оставшиеся в Беларуси, в последнее время почистили свои аккаунты.
В архивах Instagram Канопацкой можно найти как фото с бело-красно-белым флагом и "Погоней", так и символику запрещенных в Беларуси медиа.
В 2021 году Генпрокуратура запустила процедуру признания флага "экстремистским". КоАП предусматривает ответственность за использование запрещенной символики во время массовых мероприятий. Правоприменительная практика последних лет такова, что привлечь к ответственности могут за любую публичную демонстрацию – даже в интернете.
"Законы Беларуси, как и любой другой демократической страны, не имеют обратной силы. Если вы обратите внимание на даты фотографий, которые стоят, публикации сделаны в тот момент, когда эти символы было разрешено использовать в Беларуси", – говорит политик.
В 2018 году, будучи депутатом, Анна Канопацкая предлагала законопроект о придании бело-красно-белому флагу статуса историко-культурной ценности. Основной посыл – уравнять его с госсимволикой. А за создание препятствий по использованию бчб-флага предлагалось наказывать. Закон так и не был принят.
"По нему было очень много дискуссий, и это даже не так обсуждалось в Палате представителей, сколько в различных министерствах и ведомствах, которые были причастны к этой теме. Например, в Министерстве культуры, внутри Академии наук", – рассказывает Канопацкая.
Вопрос о символике Анна поднимала и в 2021 году на Всебелорусском народном собрании. По ее словам, признание бчб-флага "экстремистским" не способствовало бы народному единству.
Выступление Канопацкой на "слете победителей", как она публично назвала мероприятие, тогда не пошло в прямой эфир – трансляцию оборвали.
На ВНС она попала не делегатом, а приглашенной. И, чтобы получить это приглашение, говорит Анна, "стучалась в различные двери", в первую очередь через парламент. Но никаких консультаций с Администрацией президента ни перед ВНС, ни накануне каких-либо избирательных кампаний, признается, не вела.
Политическое окружение
Анна вращается в разнообразных политических кругах с юности.
В 1994-м на выборах отец Канопацкой вошел в команду Вячеслава Кебича, возглавлявшего на тот момент правительство.
Анна же по возрасту недотянула несколько месяцев и голосовать тогда не могла, но хорошо помнит те времена.
"Дома всегда были вот такие разговоры [о политике. – Tochka.by], были обсуждения, это была возможность почувствовать себя причастным к тому, что ты можешь изменить. Отец всегда воспитывал во мне такое чувство патриотизма", – делится Канопацкая воспоминаниями 30-летней давности.
Кебич в массах воспринимался осколком прошлого, ассоциировался с советским наследием, бюрократами и "красными директорами". Политически активная молодежь выбирала других кандидатов, а Анна продемонстрировала политическую верность своей семье.
Это были, по сути, первые свободные выборы в стране, которые у многих разбудили вкус к политике. К тому моменту у Канопацкой был студенческий билет престижного юрфака БГУ – а в университетских кругах жизнь бурлила.
Как раз создавалась Объединенная гражданская партия (ОГП). Анатолий Труханович стоял у ее истоков, привел в партию и дочь.
По партийно-семейной линии она познакомилась с топовыми фигурами политической, экономической и финансовой элиты тех лет: экс-главной Нацбанка Станиславом Богданкевичем и бывшим премьер-министром Михаилом Чигирем.
"Я была соучредителем партии. Михаил Чигирь и Станислав Богданкевич тоже были участниками движения, инициаторами. Партия в то время объединяла людей, которые были приверженцами одних идей, одних ценностей. Для нас главной целью было обеспечение развития самодостаточной и независимой Республики Беларусь", – вспоминает Канопацкая.
И эти политические связи Анна пронесла через годы. Тот же Чигирь на минувших президентских выборах руководил штабом Канопацкой.
Правда, из ОГП Канопацкую исключили. Это случилось уже в 2019 году, когда она работала депутатом. Сейчас Анна объясняет произошедшее тем, что руководству партии не понравился законопроект о гарантиях бывшему президенту Беларуси и членам его семьи.
"К сожалению, в 2019 году этот законопроект не был принят, но зато, к счастью, его приняли год назад. И вот такие еще маленькие победы позволяют говорить о том, что есть успехи", – не унывает Канопацкая.
Предложение войти в правительство
Победа на парламентских выборах и несколько лет депутатства – пока главная политическая вершина Канопацкой. Но карьера могла пойти совсем по-другому.
Тогдашний премьер Сергей Румас публично предложил Канопацкой по окончании срока ее депутатских полномочий некое место в правительстве.
Румас и Канопацкая даже встретились и проговорили пару часов с глазу на глаз.
"Думаю, что это была попытка наладить диалог с той частью общества, которая придерживается других взглядов на экономическую модель… Я в принципе осталась в хороших отношениях с Сергеем Николаевичем", – вспоминает героиня встречу с Румасом.
Но назначение министров в Беларуси – президентская прерогатива. Поэтому конкретный пост тогда и не мог обсуждаться, уточняет Анна.
Те переговоры с Румасом, говорит Канопацкая сейчас, и подтолкнули ее к участию в президентской кампании – 2020.
Выборы-2020
Самая яркая страница в политической жизни Канопацкой – президентские выборы.
Своим единственным соперником в той кампании Анна называет Александра Лукашенко. Когда тот отказался от дебатов, не участвовать в них решила и Канопацкая.
"Встречаться с людьми, которые на момент начала агитационной кампании не имели программы, не ставили своей целью прийти к власти, я не считала возможным", – объясняет собеседница.
Политик отказалась и от пикетов – после угроз ей лично и семье. Встречи с избирателями проводились на предприятиях.
Анне тогда сильно доставалось от различных медиа: ее называли спойлером и спарринг-партнером.
Тогда и появилась самая растиражированная фотография – Канопацкая в буденовке.
Никто уже не помнит контекста, сожалеет Анна. А фото было ответом на травлю в Telegram.
"Мегабайты грязи… с легкостью смываются одним заходом в баню", – написала тогда она под фото.
Но и сама Канопацкая в тот период в отношении конкурентов из оппозиционного лагеря не стеснялась в выражениях, называя их "плеядой молодых дарований из народной самодеятельности" и "сворой алчных и циничных прокремлевских самозванцев".
На выборах Анна Канопацкая заняла третье место (1,68%, по данным ЦИК) после Александра Лукашенко (80,1%) и Светланы Тихановской (10,1%).
В тот вечер за подведением итогов Анна следила по телевизору и интернету, пока его не отключили.
"Я призывала всех – и своих сторонников, и особенно своих оппонентов – не выводить людей на улицу. Я всегда выступала за соблюдение действующего законодательства", – рассказывает сегодня Канопацкая.
Вместо этого она подала жалобы сначала в ЦИК, а потом и в Верховный суд, добиваясь признания выборов 9 августа 2020 года недействительными.
И все это время политик доводила мысль, что приемлемы только ненасильственные законные способы политической борьбы.
Еще одна тема, которую Канопацкая поднимала на ВНС, – преследование участников протестов-2020. Анна тогда предложила рассмотреть вопрос об амнистии, а также не использовать к участникам гражданского противостояния заключение под стражу.
"С одной стороны были те силы, которые действовали извне Беларуси. С другой – власть, которая оказалась не готова к тем современным технологиям, которые использовались, и не создала ничего своего, чтобы оградить людей или хотя бы предупредить белорусское общество о возможных последствиях", – оценивает Канопацкая ситуацию времен поствыборных протестов.
По мнению Анны, следует вести диалог с властью, а не рассчитывать на давление извне:
Последнюю парламентскую кампанию Анна Канопацкая пропустила. Говорит, что решила сосредоточиться на президентских выборах – 2025.
Сколько стоит избирательная кампания
В околополитических кругах бытует байка, что ради одних из минувших выборов кое-кто из кандидатов продал квартиру в Минске.
"В 2020-м я говорила, что могла бы [за бюджет кампании. – Tochka.by] купить себе какое-нибудь шале в австрийских Альпах", – говорит Канопацкая.
Сегодня что-нибудь скромное (на пару спален) там обойдется примерно в €200 тыс. Есть, правда, и варианты, которые приближаются к миллиону.
Имена своих политтехнологов, как и сам факт их наличия, Анна в интервью предпочла не раскрывать.
Во время нынешней кампании ее штаб возглавляет Анатолий Шумченко – заметная фигура в предпринимательском движении последних десятилетий.
С Канопацкой сейчас работает группа активистов, которые были задействованы и на выборах-2020. Часть из них – бывшая молодежь БНФ.
Анна признается, что на пикетах подписи собирать сложно – много брака. Поэтому больше задействуются поквартирный обход и посещение трудовых коллективов. Инициативная группа пишет письма различным бизнесам – говорят, идут навстречу.
Канопацкая, Байден, Трамп и Харрис
И уже под занавес встречи, в дверях, Канопацкая вспоминает свою любимую историю о выборах-2020, но уже в США.
"Трамп, покидая Белый дом, оставил своему преемнику Байдену записку: «Джо, ты знаешь, я выиграл»", – говорит политик с улыбкой.
Тогда Анна поздравила Байдена с победой. А сейчас – Трампа – не спешит. Говорит, что, по ее наблюдениям, в цифрах есть настораживающие несостыковки и не исключена еще юридическая возможность оспорить последние выборы.
Чувствуется, что Канопацкая сейчас болела за Камалу Харрис:
"Я, конечно, хотела бы, чтобы президентом была женщина. Убеждена в том, что женщины не начинают войны. И женщина всегда, особенно в современном мире, будет более хорошим президентом, чем мужчина. Даже несмотря на то, что у нас сегодня такой андроцентричный мир".
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber