Междугородние маршрутки в Беларуси с 2024 года будут работать по-новому

Отдел новостей
Существенные изменения коснутся деятельности интернет-агрегаторов на территории нашей страны.
Междугородние маршрутки в Беларуси с 2024 года будут работать по-новому
Фото: Tochka.by

В Беларуси хотят установить единые жесткие правила игры для пассажирских автоперевозок, заявил Александр Лукашенко на совещании по вопросам, накопившимся в отрасли, передает БелТА.

"Определить надо, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков", – сказал Лукашенко.

Как напоминает БелТА, правительство подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. В нем предлагают организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса.

"Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами", – объяснил Лукашенко.

Подробнее об этом постановлении на стадии его общественного обсуждения мы писали здесь.

Что будет с агрегаторами?

Отдельно глава государства коснулся работы интернет-агрегаторов таких перевозок.

"Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта схема должна работать", – цитирует Лукашенко Telegram-канал "Пул первого", близкий к пресс-службе президента.

По его словам, это будут непреложные требования государства для обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий.

Причем коснется это как маршруток, так и обычных городских такси.

Девять из десяти

Лукашенко рассказал, что за девять месяцев 2023 года КГК проверил более 10 тыс. автомобилей и нашел около 9 тыс. нарушений.

"Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии", – сказал Александр Лукашенко, приведя в пример трагедию под Смолевичами.

Потери бюджета в десятки миллионов

Кроме того, как отметили на совещании, нелегальные перевозчики совершают и финансовые преступления. Чаще всего при проверках выявляют сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах, неуплату налогов.

"То есть возят без системы, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?!" – цитирует Лукашенко БелТА.

В результате потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики не выдерживают конкуренции и вынуждены закрывать свой бизнес.

Как еще урегулировать сферу?

В Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров много лет добиваются того, чтобы все в этой отрасли работали на равных условиях и по закону – и регулярные перевозчики, и нерегулярные.

И в этом году, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки – после уже упомянутой аварии под Смолевичами с участием маршрутки, в которой погибли 13 человек, отрасль взяли под серьезный контроль.

"Мне очень жаль, что на нашу проблему обратили внимание только ценой жизни 13 человек. Только тогда ситуация на рынке перевозок стала стабилизироваться в сторону справедливости. Сейчас же мы работаем в неравных условиях, когда один играет не по правилам и уходит от налогов, зарабатывая в разы больше и воруя пассажиров у тех, кто работает честно", – говорит председатель АППП Екатерина Станкевич.

Недавний пример – бунт на Логойском направлении, когда один из перевозчиков забрал свои автобусы с маршрута, устроив транспортный коллапс на этом направлении.

"Через платформу "Атлас" у него можно было бронировать место только с "дорогих" остановок, где билет продается по 3,5-4 рубля. А там, где он стоит 1,5-2 рубля, нельзя – эти люди просто стояли на остановках, дешевые билеты доставались честным регулярным перевозчикам", – приводит пример Екатерина Станкевич.

Отдельная тема и будущего президентского указа, и сегодняшнего совещания – работа интернет-агрегаторов таких перевозок. По словам главы АППП, не все такие платформы готовы работать по-новому.

"По новым правилам, все эти информационные системы будут являться диспетчерами. Но сейчас они начинают юлить и утверждать обратное. Тот же агрегатор "Атлас" – юрфирма зарегистрирована у нас, но диспетчерской службы, по сути, нет. Свою информацию они не хранят на территории Беларуси, у налоговой и других контролирующих органов нет никаких данных", – говорит Екатерина Станкевич.

По ее словам, если подобные иностранные агрегаторы такси и маршруток не будут следовать правилам, то им просто могут запретить работать в Беларуси. По мнению АППП, если они хотят оставаться на рынке, нужно, чтобы у всех контролирующих органов был доступ к информации и сведениям за все годы работы в Беларуси (тот же "Атлас" в стране с 2019 года) о том, сколько рейсов выполнено и какая сумма налогов уплачена.

"На мой взгляд, если такие интернет-агрегаторы дадут доступ к информации, то им смогут разрешить работать. И если они будут играть по правилам и размещать информацию на своих платформах только об официальных рейсах, тогда будет честно, если они останутся на рынке", – резюмирует Екатерина Станкевич.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки