Новый указ Лукашенко обязует часть чиновников пересесть на Geely

Олег Шепелюк
Глава государства подписал документ №191 "Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств". Разбираемся, что это меняет.
Новый указ Лукашенко обязует часть чиновников пересесть на Geely
Фото: teh_z1b/Shutterstock.com

Новый документ лишит многих чиновников (но не всех) возможности ездить на иномарках.

В опубликованном на Национальном правовом интернет-портале указе сказано, что его основные положения вступят в силу через три месяца.

Что же изменится в конце сентября 2023-го?

Во-первых, львиная доля чиновников лишится возможности закупать за бюджетные деньги иномарки. Такая возможность останется только у госслужащих этих ведомств:

  • службы безопасности президента;
  • органов системы обеспечения национальной безопасности;
  • органов финансовых расследований КГК;
  • государственной фельдъегерской службы;
  • "Белтрансспецавто" Управления делами президента;
  • сельскохозяйственных организаций;
  • государственных производственных лесохозяйственных объединений;
  • государственных лесохозяйственных учреждений.

Кроме того, автомобили зарубежных производителей можно будет купить и другим чиновникам, но по решению президента.

Во-вторых, установлены лимиты на стоимость автомобилей, которые будут покупать для чиновников: чем выше его ранг, тем дороже может быть авто.

Какие суммы можно потратить на Geely?

Руководители госорганов, председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов, заместители высших должностных лиц, а также те, кого обслуживает "Белтрансспецавто", руководители Академии наук, банков, госорганизаций, подчиненных президенту и Совмину имеют возможность потратить 3430 базовых величин (сейчас это 126,91 тысяч рублей) на служебное авто. Сегодня таков лимит при покупке машин с применением процедуры закупки из одного источника для этих ведомств.

Фото: Tricky_Shark/Shutterstock.com
2200 "базовых" (81,4 тысяч рублей) в распоряжении у зампредов исполкомов, руководителей госорганов, управляющего ФСЗН, помощников-инспекторов президента по областям, руководителей областных подразделений КГК, председателей облсоветов, горисполкомов, заместителей руководителя Академии наук, глав некоторых государственных объединений и учреждений, республиканских унитарных предприятий, с долей государства более 50%.

Для руководителей более низкого уровня лимиты составляют 1800 (66,6 тысяч рублей) и 1465 базовых величин (54205 рублей).

Напомним, что ранее чиновники не могли покупать машины дороже 25 тысяч евро, на сегодня это 81,25 тысяч рублей. Однако указом 10-летней давности не ограничивалось место производства автомашин.

Поддержка отечественного производителя?

Прокомментировать нововведения Tochka.by попросила представителя одного из дилерских центров, которые занимаются продажей китайско-белорусского автомобиля.

"Данный указ более детально регламентирует процедуру закупок для бюджетных организаций и ранжирует категории, в пределах которых представители госучреждений могут планировать свой автомобильный парк", – отметила представитель автоцентров Geely Атлант-М Алена Климаева.

По ее словам, в госучреждениях и ведомствах на сегодняшний день высокий процент автомобилей марки Geely в пользовании, поэтому маловероятно, что указ напрямую отразится на объеме транспортных средств, приобретаемых для госслужб и бюджетных организаций.

Поделился своим мнением о том, направлен ли указ на усиление позиций отечественного производителя на белорусском рынке, и журналист, автоэксперт, Иван Кришкевич.

"Указ направлен на импортозамещение. Подобные документы и ранее появлялись. Деньги государство должно тратить, приобретая продукцию собственного производства. Логика понятна – если есть-таки отечественный производитель, зачем тратить деньги на иномарки", – отметил Кришкевич.

Фото: Maksim Safaniuk/Shutterstock.com
Он также подчеркнул, что по его информации сейчас у "Белджи" нет проблем со сбытом продукции: за машинами стоят очереди, так что в данном случае речь скорее идет не о поддержке белорусского производителя.

Прокомментировал он и новые ценовые лимиты, значительно увеличенные по сравнению с указом 10-летней давности. Тогда планка находилась на уровне 25 тысяч евро, сейчас максимум составляет 38,7 тысяч.

К тому же по сегодняшнему курсу 25 тысяч евро это 82 тысячи рублей.

"Для большинства чиновников сейчас доступен разве что седан Geely Emgrand, цена которого стартует с 49,2 тысяч рублей. Другие модели доступны чиновникам рангом выше, да и то не все. Но есть допущение: лимиты прописаны в базовых величинах. И если завтра этот норматив изменится, то и возможность купить Geely Сoolray, который продается по цене от 62815 рублей, получат куда больше чиновников", – отметил автоэксперт.

Но даже если базовая вдруг резко поднимется, многие бюрократы отечественного разлива не сумеют пересесть на Geely Atlas Pro, который стоит от 73,95 тысяч рублей, Geely Geometry C (от 99,99 тысяч) и тем более Geely Tugella (от 111,6 тысяч). А уж о Geely Monjaro (от 141,9 тысяч) и сейчас белорусские чиновники могут только мечтать.

Если Александр Лукашенко не примет "иного решения". Ведь это было прописано и в указе №119 "Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей", увидевшем свет 10 лет назад.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки