Граф Потемкин в Кричеве еще в 1785 году судоверфь основал. А Владислав Пусловский, богатейший белорусский промышленник, в 1850 уже на своем пароходе "Висла" между Кременчугом и Пинском туда-сюда ходил. В 1900 каждый день и через день ходили пароходы Киев – Минск, Киев – Могилев – Орша и Киев – Гомель.
В 1910‑м пароходы курсировали из Витебска в Велиж, а вниз по течению – до Двинска (современный Даугавпилс). Было постоянное пароходное сообщение между Гомелем и Пропойском (современный Славгород) по реке Сож. По реке Стырь от Пинска до Старокони и до Любешева ходили 4 парохода.
Ранее речное сообщение было важной частью Беларуси. К середине XX века белорусский флот насчитывал 239 судов и 810 барж. Работали судостроительные заводы, производившие пассажирские суда.
Но это было очень давно. А сейчас Tochka.by вместе с Республиканским союзом туристической индустрии изучила перспективы туристического судоходства по Беларуси.
Речной флот страны представлен короткими экскурсиями на небольших теплоходах и всего одним трехпалубным теплоходом "Белая Русь". Все же, существует надежда на возрождение этой отрасли.
Водный путь: в каком состоянии?
Беларусь, несмотря на отсутствие выхода к морю, имеет сеть рек длиной 90 тысяч км, с 9 крупными реками, имеющими судоходные участки. Сегодня эксплуатируется 2136 км водных путей, и водный парк включает более 700 судов с поддержкой 7 речных портов. Директор Государственной администрации водного транспорта Татьяна Таболич подчеркивает возможности для водного туризма и активное использование внутренних водных путей. Нормативная база внутренних водных путей полностью сформирована и регулируется соответствующим кодексом. Однако для полноценного исследования и обслуживания водных путей требуются дополнительные средства.
Есть проблемы с Западной Двиной – русло заболачивается, судоходство затруднено. Руководитель управления морского и речного транспорта Минтранса Беларуси Андрей Чернобылец: "Начали строительство каскада из 4 гидроэлектростанций. Построили Витебскую и Полоцкую. А между ними должна быть по проекту еще Бешенковичская ГЭС".
Непостроенная ГЭС ухудшила полноводность реки в Витебске – уровень реки опустился на полметра. Предложенное строительство промежуточного гидроузла позволит теплоходам свободно передвигаться вверх по течению. Многодневные водные маршруты по Березине интересны, но река в Борисове пересыхает летом. Прогулочные маршруты между двумя берегами Мухавца в Бресте тоже возможны.
Кто этим всем занимается
Белорусская речная структура, включающая Государственную администрацию водного транспорта, Белорусскую инспекцию речного судоходства и Белорусскую инспекцию Регистра, испытывает упадок в пассажирских перевозках. "Пинский судостроительно-судоремонтный завод" и "Белсудопроект" занимаются строительством кораблей. "Белорусское морское пароходство" и "Белорусское речное пароходство" отвечают за морские и речные перевозки соответственно, а также работают региональные предприятия водных путей: "Днепробугводпуть", "Днепро-березинское предприятие водных путей", днепро-двинское предприятие водных путей "Белводпуть".
Где еще ходят теплоходы
Число пассажирских теплоходов в Беларуси уменьшается, оставаясь только в нескольких городах, в основном для развлекательных прогулок. Средний возраст судов – около 40 лет, за исключением Могилева и Витебска с более молодым флотом. Единственным современным круизным судном является "Белая Русь", запущенная в 2017 году.
Речной круиз по Полесью "Все включено"
В Беларуси речные круизы начались шесть лет назад с круизного теплохода "Белая Русь", переоборудованного из технического судна в Пинске. Он совершает 24 рейса в год по Мухавцу, Днепро-Бугскому каналу и Припяти, перевозя до 720 пассажиров.
Маршрут включает Брест, Пинск, Припятский парк и Мозырь, со скоростью около 15 км/ч. Поездка стоит от 1,5 до 3,6 тыс. рублей. Мало белорусов пользуются услугой из-за высокой стоимости. Большинство билетов на сезон уже проданы, и некоторые россияне посещают круиз в третий раз.
"Ах, белый теплоход, бегущая вода"
В Гродно на Августовском канале на теплоходах "Неман" и "Ольга Соломова" осуществляются прогулки по старым гидротехническим сооружениям. Полный прокат теплохода – 550 руб./час.
В Бресте теплоход "Гродно" осуществляет прогулочные рейсы по Мухавцу. Стоимость прогулки - 5-10 рублей, аренда – 350 руб./час.
В Могилеве прогулочный теплоход "Могилев" проводит 50-минутные прогулки по Днепру за 8-12 рублей.
В Витебске теплоходы "Витебск" и "Северная столица" осуществляют прогулки за 5-10 рублей. Организуются прогулочные рейсы до Барвина и до музея-усадьбы И. Е. Репина «Здравнёво», проходя Витебскую ГЭС.
"Пинск" предлагает прогулки по Пине и Припяти за 5 руб./40 мин. Теплоход, построенный в 1979 г., вмещает 243 пассажира. Аренда – 200 руб./час в пути и 130 руб./час на стоянке.
"Гомель" проводит прогулки по Сожу по выходным, 40-минутная стоит 10 руб. Судно старше 40 лет недавно обновлено и вмещает 243 пассажира. Аренда – 350 руб./час в пути и 240 руб./час на стоянке.
Теплоход "Свислочь" предлагает прогулки по Комсомольскому озеру за 5-12 руб. (будни/выходные), вмещает 30 пассажиров. Аренда – 300-450 руб./час (будни/выходные). На Минском море доступен малогабаритный "MAJOR" – 200 руб./час.
В Турове предлагается плавучая гостиница "Полесье", вмещающая до 16 гостей, с возможностью аренды для путешествий по Припяти. Интерьер выполнен в морском стиле, предлагаются услуги повара и официантов.
Было, да сплыло
Теплоходы "Вилия" и "Свислочь" курсировали по Минскому морю, "Ведрич" и "Волна" – в Речице и Могилеве. Пассажирские перевозки в Бобруйске, Микашевичах, Мозыре и Речице ограничены. "Мечта" из Бобруйска продана "Суприм Ф1" для реконструкции и использования на водохранилище Дрозды.
Еще в 2011 году из Мозыря в Туров ходила регулярная "ракета" на подводных крыльях – не туристическая и не круизная, а обычный рейсовый катер. Из Лоева и Пинска ходили обычные рейсовые корабли в соседние деревни, отрезанные водой от своих райцентров.
К 2017 году в стране не осталось ни одного регулярного речного маршрута: не выдержали конкуренции с более дешевым автомобильным транспортом.
Перспективы водного туризма
Андрей Чернобылец анонсировал планы на строительство нового круизного лайнера на 100 мест, называя проект перспективным и экономически выгодным. Уже разработаны концепция судна и архитектурный проект, есть необходимые ресурсы и оборудование, опыт работы судов на Дунае и Днепре.
Возникает проблема с недостатком квалифицированных кадров – возможно, потребуется привлечение судостроителей из России. Возможно также плавание судна под российским флагом и его регистрация в российском реестре. Чернобылец подчеркивает, что главное – туристический продукт, под который формируется техническая база и инфраструктура.
Проект готовы продать россиянам, китайцам, европейцам, если белорусы не проявят интерес. Отмечается высокий спрос на круизы со стороны россиян, особенно весной и осенью. Планируется дальнейшее развитие береговой инфраструктуры.
Кто готов помочь?
Белорусские и российские бизнесмены обсуждают развитие круизного судоходства. После подписания соглашения о судоходстве между странами планируется привлечение российских инвесторов.
"Рассматриваются вопросы развития судоходства, очистки рек и строительства новых судов. Важна координация работы и решения о субсидировании строительства и эксплуатации судов. Интересуют суда с небольшой осадкой для использования на белорусских реках, требуется согласование законодательных основ и правил", – отметил Алексей Волоцков.
Поддержка судостроительной отрасли, субсидирование и утилизационные сборы считаются ключевыми. Беларусь заинтересована в строительстве судов на российских верфях. Готовность делиться опытом и оказывать поддержку для развития инфраструктуры и туризма на территории Беларуси.
"Мы открыли туроператорское представительство в Беларуси из-за ее потенциала как круизной страны. Спрос на круизные туры в России удвоился, и мы обслуживаем более 600 тысяч туристов", – рассказал Андрей Михайловский.
В Беларуси многие не осознают возможность круизов внутри страны. Старый флот кораблей модернизируется до уровня зарубежных отелей.
Круизный продукт в Беларуси есть, но он малоизвестен. Рост туристического потока стимулирует развитие отрасли и инвестиции в флот и инфраструктуру, создавая качественный продукт, привлекающий новых туристов.
"Мы стремимся популяризировать круизный отдых, понимая его потенциал. Цель – привлечь больше белорусов на российские круизы, решение этой задачи занимает годы. Наше сотрудничество с СЭЗ "Гродноинвест" в 2012 году сподвигло нас на создание инструмента для развития входного туризма", – отметил Гулый.
Речной флот в областных городах Беларуси устарел и нам необходимы современные корабли для экскурсий и мини-круизов. Планы производства кораблей на верфи "Гама" и сотрудничество с иранским инвестором оказались невозможными из-за геоэкономических событий 2014 года.
Теперь мы надеемся на поддержку российских коллег и ВЭБ.РФ для реализации проекта в сфере водного туризма Беларуси. Мы приветствуем вхождение "Инфофлота" на белорусский рынок, ведь их опыт поможет в развитии речного туризма. Сформировалась команда для синергии в программе развития речного туризма в Беларуси.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber