В обзор включены художественные фильмы о Великой Отечественной войне, снятые легендарными советскими режиссерами. Никаких грандиозных батальных сцен с участием целых армий – только судьбы простых людей, а также рядовых и младших офицеров во время и после войны.
Все эти ленты в свое время получили множество наград на международных кинофестивалях. Они до сих пор остаются на вершине топов, составленных зрителями и кинокритиками. Выбранные фильмы также объединяет их общий гуманистический призыв к миру, будущему без насилия и военных конфликтов.
Все кинокартины можно легально посмотреть в интернете: они есть на YouTube-каналах киностудий.
"Судьба человека" (1959)
Дебютная кинолента Сергея Бондарчука по рассказу Михаила Шолохова, в которой режиссер исполнил главную роль.
Что интересно, Бондарчук будет и дальше обращаться к творчеству Шолохова: он поставит "Они сражались за Родину" (1975) и "Тихий Дон" (1992).
В фильме "Судьба человека" рассказана история жизни Андрея Соколова. Человека, который прошел войну и концлагерь, но потерял свою семью: жену и троих детей. После войны Соколов устраивается работать водителем и однажды встречает на дороге мальчика-сироту Ваню. Эта встреча меняет жизнь и взрослого, и ребенка, давая им надежду обрести нормальную жизнь.
На роль Ванюши пробовались сто претендентов, но Бондарчук так никого и не выбрал. Тогда актер Владимир Борискин привел на съемочную площадку "Судьбы человека" своего сына Павла, и его кандидатура была практически сразу одобрена – окончательно ее утверждал Шолохов.
Шестилетний мальчик не умел читать и свою роль заучивал на слух.
Фильм "Судьба человека" получил много призов, в том числе Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года.
"Альпийская баллада" (1965)
Черно-белый советский фильм о белорусе Иване и итальянке Джулии, бежавших из концлагеря в Альпах, который снял Борис Степанов по повести Василя Быкова.
Пронзительное немногословное кино о мужестве, выносливости и любви.
Вырвавшись на свободу, Иван и Джулия не могут чувствовать себя в безопасности, ведь по их следам идут гитлеровцы с овчарками. Героям в исполнении Любови Румянцевой и Станислава Любшина предстоит научиться действовать сообща, преодолев разность происхождения, мышления и языков.
Настоящее понимание друг друга бывшим узникам дарит любовь, которая постепенно разгорается между Иваном и Джулией на фоне холодных гор, что воплощает суровость окружающего мира.
Именно это чувство способно уберечь героев от превращения в загнанных существ, готовых на все ради выживания.
Права на съемки "Альпийской баллады" хотел купить Джузеппе Де Сантис, один из основоположников неореализма в итальянском кино.
Режиссер даже отобрал актеров для съемок, но проект отдали "Беларусьфильму". Итальянская актриса, утвержденная на роль Джулии, прилетала на съемки фильма в СССР, просто чтобы посмотреть на "соперницу".
"Белорусский вокзал" (1970)
Этот фильм режиссера Андрея Смирнова снят без единой батальной сцены. Единственные выстрелы звучат здесь, когда на кладбище даются залпы прощального салюта. Более того, лента рассказывает о событиях не 1940-х, а 1960-х годов.
И тем не менее несколько поколений зрителей называют "Белорусский вокзал" одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне.
По сюжету картины, четыре бывших однополчанина (в числе актеров "Белорусского вокзала" – Евгений Леонов и Валерий Папанов) собираются вместе спустя 20 лет после войны, чтобы проводить в последний путь своего боевого командира.
Но трагикомические житейские обстоятельства одно за другим мешают им достойно помянуть этого человека. Кстати, жизненные ситуации из "Белорусского вокзала" наглядно показывают, как меняется отношение к войне и ветеранам спустя время – иногда не в лучшую сторону.
Один из смысловых центров фильма неразрывно связан с песней "Нам нужна одна победа", которая в нем звучит. Стихи на музыку Альфреда Шнитке специально для "Белорусского вокзала" написал поэт и бард Булат Окуджава.
Как рассказывает профессор Сюзанна Шаттенберг в книге "Леонид Брежнев. Величие и трагедия человека и страны", "Белорусский вокзал" хотела запретить цензура, но песня Окуджавы растрогала руководителя советского государства, и фильм разрешили к показу.
"...А зори здесь тихие" (1972)
Фильм о борьбе группы девушек-зенитчиц с немецко-фашистскими диверсантами, снятый Станиславом Ростоцким по повести Бориса Васильева.
Идеальный вариант: режиссер-фронтовик снимает кино по книге писателя-фронтовика, не собираясь ничего принципиально в нем менять. Как и предыдущие фильмы из нашего обзора, лента "…А зори здесь тихие" стала достоянием мирового кинематографа. Так, в 1973 году она номинировалась на "Оскар" как "Лучший фильм на иностранном языке".
Картина посвящена теме молодости, на чью долю выпало военное время. Возможно, этот фильм покажется кому-то комиксным (как могут неопытные девчонки из прифронтовой полосы справиться с мощными, вооруженными до зубов "коммандос"?). Но только в том случае, если не знать, что советская молодежь в годы войны повсеместно совершала бесстрашные, невыдуманные подвиги, принося себя в жертву ради победы и поражая врага в самое сердце."И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…" – такими словами сопровождает киноряд книга-первоисточник.
Ради роли старшины Федота Васкова 26-летний актер Андрей Мартынов немыслимо достоверно "постарел" в кадре, чтобы соответствовать возрасту персонажа.
"Иди и смотри" (1985)
Двухсерийное кино о партизанском движении и преступлениях нацистов и коллаборационистов на территории нашей республики, снятое Элемом Климовым по сценарию Алеся Адамовича.
Одним из консультантов выступил первый секретарь ЦК Компартии БССР Петр Машеров, который в годы войны руководил партизанским отрядом.
Сценарий фильма назывался "Убейте Гитлера". Благодаря кинопроекту ставилась задача призвать людей к уничтожению дьявольского начала прежде всего в самих себе.
История народных страданий и нарастающего в мире безумия показана в "Иди и смотри" глазами подростка, который поседел за два дня.
О главном герое киноленты актере Алексее Кравченко ходили слухи, что он действительно повредился умом во время съемок. А когда фильм "Иди и смотри" показывали в зарубежных странах, возле кинотеатров стояли кареты скорой помощи.
Между тем авторы ленты не хотели никого просто пугать или поражать. Им важно было снять правдивый фильм – свидетельство о войне, фильм – мольбу о мире.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber