Олег Янковский родился в поселке Карсакпай Казахской ССР, однако его род имеет белорусские и польские корни. Отец актера, Ян Янковский, любил театр и музыку, собрал большую домашнюю библиотеку, а его мать, Марина Янковская, мечтала стать балериной.
Еще будучи подростком, Олег увлекся театром. Его дебют состоялся в Минске: в 1958 году на сцене русского драматического театра имени Горького Янковский сыграл мальчика Эдика в спектакле "Барабанщица" Афанасия Салынского.
Есть множество воспоминаний о Янковском как человеке и актере. Режиссер Роман Балаян, у которого артист снимался в фильме "Полеты во сне и наяву" (1983), сказал о нем так:
"Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было еще что-то кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах".
Портал Tochka.by отобрал пять значимых фильмов с Олегом Янковским (впрочем, у него и не было проходных, малозначимых ролей) и нашел примечательные факты о том, как проходили съемки этих лент, как вел себя актер в кадре и за кадром.
"Щит и меч" (1967)
Четырехсерийный фильм Владимира Басова о советских разведчиках времен Великой Отечественной войны снят по роману Вадима Кожевникова. Лидер кинопроката СССР 1968 года. Так, первую серию посмотрели более 68 млн зрителей.
В фильме "Щит и меч" Олег Янковский сыграл офицера СС Генриха Шварцкопфа, который помогал советской разведке. Это была его дебютная роль, и она принесла актеру всесоюзную славу.
Режиссер Басов так вспоминал о Янковском:
"Во Львове в гостиничном кафе я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошел на Генриха. Так ведь, наверное, не актер… Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях.
А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским – это был он. Тогда еще необстрелянный, кинематографом неиспорченный. Мы подружились. В его мальчишеской повадке покоряло обаяние непринужденности.
Дальнейшая его биография показала, что выбор был точен, пришел артист… Поначалу театральная закваска давала о себе знать. Подходит ко мне: «Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача?» – «Олег, – говорю, – ты сыграй кусок. Сверхзадачу я склею»".
"Тот самый Мюнхгаузен" (1979)
Фильм снят по мотивам пьесы советского писателя-сатирика Григория Горина "Самый правдивый", которая в свою очередь основана на произведениях немецких писателей XVIII века Готтфрида Бюргера и Рудольфа Эриха Распе.
Янковский сыграл в фильме барона Мюнхгаузена – человека, живущего в мире своих фантасмагорий, которые имеют странное свойство оказываться реальностью.
Художественный совет студии "Мосфильм" не хотел утверждать Янковского на главную роль, потому что этому актеру якобы больше подходили героические роли. Вдобавок в книгах и пьесе Горина Мюнхгаузен – немолодой человек, а Янковскому только исполнилось 35 лет. Но режиссер фильма Марк Захаров переубедил худсовет.
Фильм "Тот самый Мюнхгаузен" полон ярких каламбуров, острого юмора и сильной, щемящей грусти – обо всем на свете. Прежде всего о том, что жизнь не похожа на мечту, что человеческая фантазия должна растрачивать себя в противостоянии с глупостью и пошлостью, что в этом мире невозможен день 32 мая.
Янковский невольно изменил слова Мюнхгаузена в финале. По сценарию, знаменитая фраза барона звучала так: "Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Серьезное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"
Но при озвучивании фильма актер оговорился, сказав: "Умное лицо еще не признак ума". В таком виде фраза, несмотря на протесты Горина, и осталась в картине.
"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей" (1981)
В экранизации романа английского писателя Артура Конан Дойла Янковский сыграл роль естествоиспытателя Джека Стэплтона, который происходит из древнего аристократического рода.
Как актер в том числе отрицательного обаяния, Янковский целиком раскрылся здесь в образе человека, ведущего сложную двойную жизнь.
В 1980-е годы все кинопремьеры, в том числе "Собаку Баскервилей", показывали по телевизору в субботу вечером, а утром повторяли. В это воскресенье Янковский был в Сочи вместе с сыном Филиппом.
По воспоминаниям сына актера, они шли на пляж – тогда город был совершенно другим: вдоль набережной стояли частные домики с заборчиками и палисадниками. И вдруг они услышали звук телевизора – шел повтор "Собаки Баскервилей".
"Папа аккуратненько так перелезает через палисадничек, подходит к окну, встает за шторку и ждет. Как потом стало понятно, он ждал, пока пройдет его сцена в фильме, и вслед за этим быстро заглянул в окно и спросил: «Вы собаку Баскервилей случайно не видели?» После чего мы услышали такие дикие, истошные крики женщин и детей, что папа, явно не ожидавший такого эффекта, перепрыгнул через забор, и мы быстро кинулись наутек".
Филипп Янковский отмечал, что его отцу было очень стыдно за ту шутку и он переживал за нее долгие годы.
"Влюблен по собственному желанию" (1982)
Трагикомедия Сергея Микаэляна о том, как бывший спортсмен Игорь Брагин (Олег Янковский), а теперь запойный заводчанин заключает соглашение с невзрачной, но сердечной девушкой-библиотекарем Верой Силковой (Евгения Глушенко), что они влюбятся друг в друга с помощью аутотренинга.
На роль Брагина пробовались многие именитые советские актеры. Но Глушенко, которая уже достигла определенных высот в кинематографе, уговорила Микаэляна прекратить поиски и пригласить Янковского:
"Только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!"
Режиссер согласился, хотя герою, по сюжету, 27 лет, а Янковскому было уже 38 – от парика актер отбился, но небольшую накладку носить все равно пришлось.
Более того, Микаэлян отправил всю киногруппу в Узбекистан, где у актера тогда проходили театральные гастроли. В результате Ташкент "изображал" Москву в фильме.
"Влюблен по собственному желанию" посмотрели почти 25 млн зрителей. Янковский был признан лучшим актером года по опросу читателей журнала "Советский экран". А Глушенко получила "Серебряного медведя" на Международном кинофестивале в Западном Берлине (ФРГ) за лучшую женскую роль.
"Ностальгия" (1983)
Психологическая драма Андрея Тарковского о природе русской ностальгии, которая, по мнению режиссера, больше, чем обычная тоска. Одновременно это исследование кризисного состояния современного человека.
По сюжету фильма, писатель Андрей Горчаков (Олег Янковский) приезжает в Италию, чтобы найти материалы о крепостном композиторе XVIII века Павле Сосновском.
Предполагалось, что главную роль в "Ностальгии" сыграет актер Анатолий Солоницын, но он умер от рака. Поскольку сценарий фильма еще не был написан, его изначально сделали "под Янковского", утвержденного на роль Горчакова.
Тарковский решил подготовить Янковского к роли, но весьма необычным образом. Актера поселили в итальянской гостинице и попросту бросили – без денег и переводчика.
Прошло несколько недель, никто не появлялся. Радость от встречи с капиталистической заграницей сменилась тоской. Янковский был уже в отчаянии, и тут наконец объявился Тарковский. Увидев потухший взгляд актера, он сказал: "Теперь тебя можно снимать".
Одна из важных сцен фильма – та, где герой Янковского идет со свечой. В конце этого 10-минутного эпизода актер упал в обморок. Это случилось по-настоящему – Янковский полностью выложился в своей роли.
Фильм "Ностальгия" был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила картину на Каннский фестиваль с расчетом на "Золотую пальмовую ветвь", но этого не произошло.
Тарковский попал в эпицентр скандала и решил остаться в Италии. "Ностальгию" запретили к показу в Советском Союзе. Спустя десятилетия лента вернулась в Россию, причем на большие экраны.
>>> Афиша фильмов и билеты в кино – на afisha.tochka.by