"Еле дышим": как выживают белорусские перевозчики под санкциями

Ограничения на грузоперевозки для белорусских компаний в страны ЕС вызвали немало волнений. В итоге им пришлось во многом пересмотреть свою работу.
"Еле дышим": как выживают белорусские перевозчики под санкциями
Фото: Siwakorn1933/shutterstock.com

Разбираемся, как выживают белорусские перевозчики после введения ограничений на выезд в страны ЕС. Спойлер – приходится несладко.

Международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди пользователей из Беларуси. По итогам выяснилось, что 35% компаний увеличили количество рейсов в соседнюю Россию. Однако данное направление в корне не спасло ситуацию – рост числа предложений привел к снижению ставок.

"Как работали, так и продолжаем работать в Россию, только бесплатно", – такие комментарии оставляют пользователи под постом.

Некоторые из них и вовсе решили отказаться от перевозок в Россию в пользу внутренних: "Я из Беларуси, экспорт в Россию очень просел, работаю внутри РБ".

Самые популярные комментарии белорусских перевозчиков о нерентабельности – многие уходят в отпуск, чтобы найти пути выхода из ситуации: "Выгоднее стоять, чем ехать", "Ставки упали, ушли в отпуск", "Работаем по случаю. Проблема найти рентабельную поездку".

Перерыв, чтобы определиться, сделали 9,9% опрошенных, а 18,9% – приняли серьезное решение и вовсе ушли из бизнеса, потому что работать стало попросту невыгодно.

Есть и такие, кто не почувствовал кардинальных перемен из-за запрета на въезд в ЕС – их 6,6%. Ими оказались компании, которые работают в пределах Беларуси.

Некоторые не прекратили работать с ЕС, используя разных схемы: " Зарегистрировал машины в Польше", "Остался перецеп-перегруз", "Нашли пути выхода – перегрузка товара в РБ в разрешенных зонах". Таких опрошенных оказалось 6,3%.

Пути выхода из ситуации 

Пока одни оставили авто на стоянке и ждут, пока что-то изменится ("Работы нет, стоим ", "Жду"), другие ищут решения ("Пока авто стоят, ищем решения", "Работаем над логистикой в другие регионы").

По большей части водители рассматривают восточные направления. Например, 3,8% опрошенных начали работать в Казахстане, а 2,8% – в Китае. Турция и Узбекистан также рассматриваются.

Мнение специалиста

В течение последних двух месяцев ситуация с логистикой с Беларуси складывается не лучшим образом, отмечает директор компании-представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.

С ее слов, одним из основных решений для выхода из сложившейся ситуации стала переориентация на рынок России. Однако и там все не так "сладко": белорусские перевозчики начали конкурировать с самими россиянами – многие российские компании, которые работали в ЕС, также вернулись на внутренний рынок.

В выигрышном положении оказались те, кто изначально начал искать способы выхода на новые рынки, например, Казахстан, Китай и Узбекистан.

По мнению Татьяны Солдатенко, главной проблемой для перевозчиков в переориентации на новые рынки является получение разрешения на работу в другой стране. Правительство регулирует количество таких разрешений.

Почему белорусские перевозчики попали в "бан"?

ЕС 8 апреля нынешнего года утвердил пятый пакет санкций против Беларуси и России. Запреты и ограничения на общую сумму 23,5 млрд долларов, затронули, в том числе, и транспортную отрасль.

Так, белорусским и российским транспортным компаниям запрещено въезжать в ЕС даже для транзита.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Читайте также: