Народный автомобиль СССР: пользуются ли "запорожцы" спросом в Беларуси

Николай Михновец
Журналисту Tochka.by стало интересно, почему ЗАЗы продолжают покупать в наши дни. Он поискал объявления о продаже и поговорил с хозяевами, чтобы узнать о судьбах самых бюджетных советских машин.
Народный автомобиль СССР: пользуются ли "запорожцы" спросом в Беларуси
Фото: Evgeni Adutskevich / Unsplash.com

"Запорожец" – советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 года. Всего с конвейера сошло более 300 тыс. таких машин всех модификаций.

Желая удовлетворить растущий интерес со стороны рабочего класса, руководство СССР распорядилось создать максимально простой и дешевый в производстве автомобиль.

Внимание журналиста Tochka.by в первую очередь привлекли машины на ходу, то есть самые дорогие. Выяснилось, что один из вариантов даже был задействован в кино. И это позволило владельцу окупить едва ли не половину стоимости.

Факторы народности

Созданию народной машины предшествовала разработка ряда прототипов, чтобы определиться с требованиями к автотехнике данного класса и отработать элементы дизайна. Активно испытывались образцы иностранного производства: Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil, Goggomobil, Zündapp Janus.

Фото: Boris Hamer / Pexels.com

В итоге за основу взяли Fiat 600, который в свое время выделялся прогрессивной конструкцией кузова, подходящего для серийного производства.

"Горбатым" ЗАЗ-965 прозвали из-за выступа на "корме" за счет более массивного, чем у "фиата", мотора. Он позволял 600-килограммовой машине разгоняться до 80 км/ч.

Со временем и развитием инженерной мысли на смену пришел "ушастый" ЗАЗ-966, а затем его логическое продолжение – ЗАЗ-968. Эти машины получили такое прозвище за характерную форму боковых воздухозаборников. Еще укоренилось название "чебурашка" – в честь известного персонажа советского мультфильма.

После очередной модернизации воздухозаборные "уши" заменили прорезями в кузове. Но и тут народ не остался в стороне: усовершенствованный ЗАЗ-968М прозвали "мыльницей".

С легкого языка людей сочинялись и анекдоты. Многие могли слышать фразу: "10 минут позора, зато не пешком". Изначально источником вдохновения был именно "запорожец".

Несмотря на насмешки, простенькая с виду машина в то время имела свои преимущества. Владельцы отмечали надежность и возможность быстрого ремонта, а также ее проходимость. Плюсом считалось и расположение двигателя сзади.

Масса мотора на задней оси улучшала ходовые качества при, например, подъеме в гору или движении по льду. А о несметном количестве перевозимых на крыше мешков картошки можно даже не вспоминать.

Кроме того, у "запорожца" был крепкий кузов и весьма надежное, по советским меркам, ЛКП – коррозия начинала проявляться спустя 6-7 лет после начала эксплуатации.

Проворный автомобильчик даже появился в Голливудском блокбастере. В фильме "Золотой глаз" Джеймса Бонда в аэропорту Пулково встречает агент ЦРУ Джек Уэйд и везет его в город на небесно-голубом ЗАЗ-965.

Кадр из фильма "Золотой глаз"

Об автомобиле персонаж говорит следующее: "Он никогда еще меня не подводил. Страшный, но довезет куда надо". А потом чинит его с помощью кувалды.

Сколько стоил "Запорожец" в СССР?

Первые "запорожцы" стоили 1800 советских рублей. Это 15–20 средних зарплат человека той эпохи.

Тогда шутили, что купить личный автомобиль можно за тысячу бутылок водки (цена одной составляла 1 рубль 80 копеек). В чем же еще измерять простому советскому человеку, как не в "жидком золоте"?

Современный ценник может разниться в зависимости от степени сохранности раритета, количества вложенных средств и усилий и, как следствие, желания продавца.

Фото: Kristina Chuprina / Pexels.com

Капсула времени

Хозяином одного из "горбатых" запорожцев оказался владелец музея исторической военной техники в Бресте. Алексей Тикунов с отцом начал собирать эту коллекцию еще в 2004 году. И в 2021-м это вылилось в открытие экспозиции, где представлены мототехника, униформа, снаряжение и денежные знаки периода первой и второй мировых войн.

Желание купить классический ЗАЗ-965 выросло из увлечения. Собеседник участвовал в ретроралли в качестве судьи и параллельно присматривал самые юркие исторические авто. Наиболее походящим показался именно "Запорожец".

Нужная модель нашлась у мужчины, который хранил ее в гараже и баловал себя только поездками в отпуске, а со временем решил продать.

1 из 3 Фото предоставлено собеседником
1 из 3 Фото предоставлено собеседником
2 из 3 Фото предоставлено собеседником
2 из 3 Фото предоставлено собеседником
3 из 3 Фото предоставлено собеседником
3 из 3 Фото предоставлено собеседником
1 из 3 Фото предоставлено собеседником
1 из 3 Фото предоставлено собеседником
2 из 3 Фото предоставлено собеседником
3 из 3 Фото предоставлено собеседником

На сегодня это самый дорогой вариант из предлагаемых на популярной площадке объявлений – $5900 (около Br19 000). Хозяин не скрывает, что это машина на любителя. И кто занимается реставрацией, поймет, почему такая цена. Собеседник уверен, что покупка более дешевого, но изношенного аналога, а потом восстановление до исторических параметров выльются в те же (или даже в большие) деньги.

"В родной сборке, в родной краске. Таких автомобилей сейчас – единицы. Капсула времени. И этим все сказано", – замечает Алексей, давая понять, насколько это раритет во всех смыслах.

Также он обращает внимание, что такая машина не подходит для современных дорог. Например, она не может стоять в пробках на солнце – быстро перегревается, поскольку охлаждается лишь набегающим потоком воздуха в движении.

Кстати, едва ли не сразу после покупки, данный автомобиль окупил значительную часть своей стоимости. Он "снимался" в сериале "В созвездии Стрельца" про известного футболиста СССР Эдуарда Стрельцова. Об этом свидетельствуют автографы актеров, оставленные на козырьках, и кадры телефильма.

Кадр из сериала "В Созвездии стрельца"

Без проблем прошел техосмотр

"Машина, которая заставляет улыбаться всех прохожих", – пишет владелец еще одного исторического автомобиля. Та самая "мыльница" без "ушей" – 968М.

Глеб купил ее с практической целью: развивать навык механика-самоучки.

Впрочем, без предыстории не обошлось. Когда-то такой же автомобиль был у его деда. Он до сих пор стоит на даче. В какой-то момент собеседник с другом задался целью реанимировать его и "поставить на ход". Но слишком плохое состояние техники не позволило этого сделать. Так что парень решил поискать вариант, сохранившийся получше.

Многие знакомые были уверены, что ничего не получится, но в итоге сейчас машина сама проходит техосмотр.

1 из 5 Фото предоставлено собеседником
1 из 5 Фото предоставлено собеседником
2 из 5 Фото предоставлено собеседником
2 из 5 Фото предоставлено собеседником
3 из 5 Фото предоставлено собеседником
3 из 5 Фото предоставлено собеседником
4 из 5 Фото предоставлено собеседником
4 из 5 Фото предоставлено собеседником
5 из 5 Фото предоставлено собеседником
5 из 5 Фото предоставлено собеседником
1 из 5 Фото предоставлено собеседником
1 из 5 Фото предоставлено собеседником
2 из 5 Фото предоставлено собеседником
3 из 5 Фото предоставлено собеседником
4 из 5 Фото предоставлено собеседником
5 из 5 Фото предоставлено собеседником

Глеб приобрел ЗАЗ-968М за $1000 (на сегодня – Br3200) и еще больше вложил в реставрацию: так или иначе, по мелочи набежала приличная сумма. Больше всего "потянули" материалы и аренда оборудования для покраски. Поэтому в продажную цену Глеб закладывает и проделанную работу. Как итог: $3800 (Br12 100) + готовность торговаться.

Хозяин раритета также отмечает, что такая машина не подходит для повседневной езды, тем более в холодное время года. Но, по словам автовладельца, он успел за прошлое лето накатать 5000 км, и никаких проблем не возникло.

Собеседник отдает себе отчет, что сейчас не сезон, поэтому спрос невелик. Но желание продать сопряжено с идеей освободить гараж и заняться каким-нибудь новым автомобильным "проектом".

Готов продать в убыток

Никита покупал ЗАЗ-968 целенаправленно под восстановление, чтобы потом подарить отцу, у которого это когда-то была первая машина. Поиски длились долго, но дата оформления стала запоминающейся – 23 августа 2023 года. Продавали дети бывшего владельца, которые какое-то время ездили сами.

Собеседник отметил, что данный вариант был в достойном состоянии по сравнению со многими более дешевыми аналогами. Машина обошлась в $1300 (Br4150). Еще $400 (Br1250) новый собственник потратил на запчасти, в том числе приобрел дополнительный комплект колес.

Первоначальные планы изменились по личным причинам. И Никита не ставит целью заработать на перепродаже. Готов отдать дешевле, чем в итоге потратил сам – за $1550 (Br5000). Сейчас нет времени и лишних средств, чтобы дальше доводить до ума. К тому же не хочется, чтобы такое авто простаивало.

1 из 3 Фото предоставлено собеседником
1 из 3 Фото предоставлено собеседником
2 из 3 Фото предоставлено собеседником
2 из 3 Фото предоставлено собеседником
3 из 3 Фото предоставлено собеседником
3 из 3 Фото предоставлено собеседником
1 из 3 Фото предоставлено собеседником
1 из 3 Фото предоставлено собеседником
2 из 3 Фото предоставлено собеседником
3 из 3 Фото предоставлено собеседником

Пока звонков не было, только сообщения. "Больше люди угорают, не понимают, откуда такое ценообразование", – отметил собеседник.

Дает о себе знать и зима – не самое ходовое время для продажи. Когда он сам искал летом, чувствовался определенный ажиотаж, и нужный вариант появился не сразу.

"Если найдется энтузиаст вроде меня, который ценит такую технику, она придется ему по душе", – уверен автовладелец.

Как можно зарабатывать на ретроавтомобилях?

Весомую часть времени такие авто приходится хранить в сухих теплых гаражах. Но есть варианты, когда они могут приносить своим хозяевам не только радость, но и деньги.

Алексей рассказал, что аренда ретроавтомобиля за один съемочный день приносила до $200 в эквиваленте. Также на нем рекламируются исторические объекты Бреста.

А Глеб отметил, что такие машины в сезон пользуются спросом со стороны молодоженов и любителей нестандартных фотосессий.

В конце лета он успел через соответствующий сайт однажды сдать свое детище желающим сделать необычные фотки. Один час с водителем на тот момент стоил Br115.

Фото: Leonid Shevtsov / Unsplash.com

Можно сделать вывод, что, как правило, изначально людьми движет ностальгия. Владельцы раритетов не раз подчеркивали, что это, скорее, машина времени, историческая роскошь, нежели средство передвижения.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки