Указ "Об автомобильных перевозках пассажиров" обязал таксистов проходить переподготовку. Для того чтобы попасть в реестр легальных перевозчиков.
Перевозчики этому не очень рады. Обучение на новых курсах стоит почти Br500 и длится целых две недели.
Журналист Tochka.by разбирался в вопросе.
Трудовые будни
В редакцию позвонил таксист Николай из Слуцка, разговор получился эмоциональный.
"Я уже прошел обучение для водителей автомобилей такси. А теперь нас еще и обязывают повышать квалификацию. Курсы в таком виде и по такой цене меня не устраивают", – начал таксист.
Проходить повышение квалификации нужно тем, кто работает в такси больше пяти лет. Такое требование действует еще с 2008 года. Раньше за ним следили не строго, лишь выдавали предписания при проверках.
Снова в школу
Автошкола "Автоправо" одна из немногих в Минске, которая выдает сертификаты повышения квалификации водителей такси. Директор автошколы Юрий Бертош переподготовил с начала года уже пять групп по 20 человек.
Стоимость обучения – Br450, а с 1 августа вырастет до Br500. Такая цена формируется исходя из расходов на зарплату инструктора и аренду автодрома.
"Для провинции цена курсов заоблачная", – говорит Николай.
Он таксует по 12 часов и получает чистый заработок в день около Br40.
Причем курсы длительные – две недели. Каждый день идут занятия. Мало того что эти дни получаются без заработка, так еще и траты на дорогу или проживание.
Программа курсов – 55 часов. Из них 16 часов – медицинская подготовка, 1 час – знания ПДД, основы управления – 7 часов.
Практика показывает, что многие таксисты не знают, как правильно перехватывать руль или выполнить так называемый "лосиный" тест – резкий маневр. Отрабатывают на курсах и эффективное прерывистое торможение. Все на личных машинах – так привычнее.
Остальное время – на автодроме: заезд в бокс с двух сторон, разгон и остановка перед столбиками, "змейки", езда по скользкому покрытию, которое предварительно заливают водой.
Безопасность – на первом месте
Ситуацию журналисту Tochka.by прояснили в Минтрансе:
"Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении создается в рамках указа президента №32 "Об автомобильных перевозках пассажиров" и начнет работу с 1 августа 2024 года. Касается он в том числе таксистов. Электронный ресурс объединит перевозчиков разных форм собственности и аккумулирует информацию обо всех диспетчерах, водителях и машинах. Такие меры приняты для обеспечения высокого уровня безопасности и качества услуг, создания условий для добросовестной конкуренции на рынке".
В стране действуют 10 обучающих организаций (они есть в каждой области), которые сертифицированы проводить повышение квалификации водителей категории B. В программе обучения акцент сделан прежде всего на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть на практику вождения и укрепление теоретических знаний ПДД.
Вспомнить все
Николай все равно убежден, что на курсах не узнает ничего нового для себя.
"Новые курсы проверяют то, что и так уже умею. В гараж я могу заехать хоть с закрытыми глазами", – продолжает он.
Претензии таксиста понять можно. Придется ездить в столицу две недели или жить там. Плюс курсы денег стоят.
"Теорию далеко не все из обучающихся таксистов сразу сдают. И немногие с первого раза точно в бокс заезжают. Поэтому курсы переподготовки определенно нужные", – парирует Юрий Бертош.
Мнения разделились, но спорить не о чем. По словам Николая, директор его таксопарка уже собрал работников в командировку. Требование обязательное – деваться некуда.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber