Сейчас в здании главного фермерского рынка на втором этаже сдают 3800 квадратных метров. Они предназначены для непродовольственной группы товаров. Руководство "Валерьяново" говорит, что с удовольствием поддержит и идею создания развлекательного пространства для детей.
Мы узнали, какая ставка и условия аренды в торговом комплексе, что находится в нескольких километрах от Минска.
Стол переговоров
В Беларуси до 1 января 2024 года нельзя привязывать оплату аренды к иностранной валюте. И это серьезное нововведение.
Большинство застройщиков (если не все) под свои проекты брали валютные кредиты. Значит, и возвращать банку средства им предстоит в евро или долларах. Поэтому открепление арендной ставки от валюты может создать владельцам помещений серьезные проблемы.
Торговые центры хотят защитить себя от резких изменений в курсе, ведь если доллар снова станет по четыре рубля, а арендная ставка будет зафиксирована в белорусских в соответствии с курсом в 2,46, то у владельца ТЦ могут начаться проблемы с погашением кредита.
Поэтому застройщики продумывают свои механизмы по оплате. Некоторые даже предлагают привязаться к цене за грамм золота. Такая идея созрела у обладателей одного из гомельских ТЦ.
В "Валерьяново" же все иначе.
"Мы решили пойти по следующему пути: до конца текущего года просто фиксируем оплату в белорусских рублях и никакой индексации не проводим", – рассказал руководитель отдела аренды торгового комплекса "Валерьяново" Александр Мархель.
С начала же 2023-го в договорах с арендаторами пропишут механизм учета развития экономической ситуации в стране при расчете арендной ставки. В документ включат размер инфляции, динамику курса белорусского рубля и так далее.
"Мы сознательно пошли на такую паузу и предложили ее нашим арендаторам, чтобы не принимать решения "на скорую руку", на волне ажиотажа, вызванного законодательными новациями. За этот период можно будет спокойно проанализировать правоприменительную практику в отношении нововведений. Возможно, последуют дополнительные разъяснения от законодателя. И что очень важно: арендаторы имеют возможность вести бизнес, точно зная размер арендных платежей как минимум до конца года", – добавил Александр Мархель.
Он уточнил, что некоторые арендаторы уже подписали допсоглашения, с другими же ведутся переговоры.
"Наша задача – чтобы всем было интересно. И продавцам, и нам. Мы осознаем трудности, с которыми сталкиваются арендаторы в текущей обстановке, и приглашаем к обсуждению, если возникают вопросы", – пояснил Александр Мархель.
Есть и те арендаторы, которых пугает неопределенность по механизмам индексации базовой арендной ставки.
"С ними прорабатываем другие возможные варианты приведения договоров в соответствие с новыми требованиями. В том числе возможность неоднократного изменения арендной ставки через подписание дополнительных соглашений. Это, конечно, не очень хороший вариант, но если не сможем договориться, то возможный", – отметил специалист.
Дело в "якоре"
Сейчас второй этаж "Валерьяново" полностью готов к заселению арендаторов. Из общих 6000 кв. м сдается 3900. Они отойдут под непродовольственную группу товаров.
Кроме того, есть желание разместить там и развлекательную зону, чему способствуют высокие потолки по шесть метров.
"Было бы здорово увидеть здесь место, куда люди пошли бы с детьми. Пока нам этого не хватает", – подчеркнул Александр Мархель.
Всего на втором этаже 14 павильонов. Два из них достаточно большие: 1370 кв. м и 1200 кв. м.
Эти помещения рассматриваются как места для так называемых якорных арендаторов – тех, ради кого покупатель будет приходить на новую локацию.
"Раньше предполагалось, что такой компанией станет Jysk. Переговоры шли на уровне датского офиса. Но вмешалась политическая повестка, Jysk ушел. Поэтому площадь пока свободна", – рассказал специалист.
В "Валерьяново" уверены: если появится "якорь", остальные подтянутся.
"Когда шел разговор про появление здесь Jysk, около восьми арендаторов выразили готовность приехать. Без крупного же игрока небольшим здесь неинтересно. Потому что счета за коммуналку, свет, обогрев лягут на их плечи, а без места, куда сто процентов пойдут люди, конверсия покупателей может быть небольшой", – разложил по полочкам нюансы работы Александр Мархель.
Впрочем, новый "якорь" не заставил себя ждать – "Валерьяново" уже ведет переговоры.
"С кем – на данном этапе проработки этого вопроса пока не хотелось бы озвучивать. Как только появится какая-то конкретика, сразу же сообщим и будем использовать этот фактор в привлечении других арендаторов и ведении с ними переговоров", – обозначил Александр Мархель.
Для тех, кому интересны площади поменьше, на втором этаже рынка есть три павильона до 60 кв. м, пять – от 60 до 120 кв. м, шесть – более 120 кв. м.
Можно подобрать как помещения с окнами, так и без них.
"Исходя из нашего месторасположения, мы полагаем, что здесь будет выгодно развивать бизнес, связанный, так сказать, с загородной жизнью: товары и услуги для охоты, рыбалки и активного времяпрепровождения на открытом воздухе (дальше по трассе Минск-Витебск, на которой расположен ТК, находятся известные и популярные у белорусов многофункциональный спортивный комплекс "Раубичи" и республиканский горнолыжный центр "Силичи"). Кроме этого, оборудование для коттеджей и загородных домов, дачная и садовая мебель, мангалы, печи, и тому подобное", – поделился мыслями специалист.
К тому же целевая аудитория "Валерьяново" может выгодно сыграть на развитии бизнеса потенциального арендатора.
"В этом аспекте рынок обладает определенными преимуществами. Так сложилось, что в ближайшем и среднеотдаленном окружении проживает достаточно большое количество людей с уровнем достатка средний плюс и высокий. Это люди, которые умеют ценить качество продукции и готовы за него заплатить. Поэтому, по нашему мнению, на торговых площадях "Валерьяново" могут и должны продаваться высококачественные, эксклюзивные товары, возможно, "hand made" или по индивидуальным заказам", – добавил Александр Мархель.
Справедливая арендная ставка – что это?
Александр Мархель несколько раз повторил: "Валерьяново" готово обсуждать с потенциальным арендатором помещений второго торгового этажа размер арендной платы. К каждому бизнесу подход будет индивидуальным.
Поэтому и как таковой "утвержденной", фиксированной для всех арендаторов ставки за пользование помещениями у них нет.
"Когда мне звонят уточнить, сколько стоит, я всегда приглашаю приехать на место и поговорить лично. Мы не работаем по принципу: "Вот наша цена. Не устраивает – уходите". Нет. Если мы видим, что ставка может покрыть наши расходы, то дальше готовы разговаривать", – отметил специалист.
Для ориентира интересующимся помещениями в "Валерьяново" называют цену от Br15 за кв. м. При этом специалисты арендного отдела предлагают несколько вариантов оплаты за "квадраты".
"Первый – когда мы фиксируем ставку, но делаем это ступенчато. Пока идет ремонт – арендные каникулы. Оплачиваются только коммунальные и минимум за пользование помещением. Как только пошла коммерческая деятельность, начинаются выплаты по ставке. Первые три месяца, допустим, это будет Br8-10, затем – Br12… И такой переходный период продолжается около девяти месяцев", – описал одну из систем выплат Александр Мархель.
В "Валерьяново" такой формат работы сравнивают со льготным налоговым режимом для зарождающегося бизнеса. Цель – дать возможность арендатору вложиться максимально в маркетинг и рекламу, завоевать своего покупателя, "встать на ноги".
"Второй вариант – на определенный период мы фиксируем цену, а дальше – процент от оборота. В таком случае у нас с арендатором максимально партнерские отношения, мы оба заинтересованы в поддержании нужной планки маркетинга, обслуживания и так далее", – подчеркнул специалист.
Третий вариант установления арендной ставки изначально будет базироваться на проценте от продаж.
"Он подойдет для тех, кто уже имеет бизнес в других ТЦ и представляет, о каких суммах в качестве дохода будет идти речь", – добавил Александр Мархель.
Словом, "Валерьяново" лояльно относится ко всем своим арендатором, но к новым – максимально гибко.
"Приходите – будем разговаривать и договариваться", – заключил специалист.