В ситуации госрегулирования цен Беларусь живет с октября 2022 года. Сначала был мораторий на повышение, а потом – постановление Совмина о регулировании стоимости товаров.
Были еще и разные дополнения, которые МАРТ старался как-то прокомментировать. Но, откровенно говоря, не всегда получалось понятно.
Но инфляция действительно замедлила рост – до 6% годовых по итогам марта.
И если посмотреть статистику Белстата, то синтетические моющие средства по итогам марта этого года (по сравнению с декабрем 2022 года) стали дороже в стране лишь на 0,51%.
Как подорожала бытовая химия за полгода
Мы решили проверить, как подорожала бытовая химия известных западноевропейских брендов в Беларуси. Сравнили цены в одном и том же магазине в Минске – в середине ноября 2022 года и в середине апреля этого.
Так, гель для цветных вещей Tide (на 19 стирок) стоил в ноябре Br34,61. Такой же объем, но с ароматом лаванды и березовой воды – Br31,15.
Удивительно, но спустя полгода первый стал дешевле – Br32,04 (минус 8%). А вот Tide (на 19 стирок) с ароматом лаванды и березовой воды в цене "потяжелел" – теперь он стоит Br37,90 (плюс 21,6%).
Гель LOSK (на 20 стирок) с ароматом горного озера стоил в ноябре Br18,31. Столько же стоил и аналогичный объем для цветных вещей.
В апреле LOSK с ароматом горного озера стоит Br23,03 (плюс 25,7%). Такая же цена – у синтетического моющего средства этого производителя и для цветных вещей.
Капсулы для стирки Persil Deep clean c добавлением Vernel (14 шт.) стоили Br22,71. Столько же стоили капсулы для цветных вещей.
В апреле оба эти средства стоят уже Br30,69 (плюс 35,1%).
Ассортимент бытовой химии
Если оценить визуально, то выбор синтетических изделий от Henkel стал меньше. К примеру, мало где можно увидеть популярные капсулы для стирки "Ласка", почти нигде нет и гелей этого бренда.
Так обстоят дела не только у нас. В РФ аналогично поредел ассортимент в категории "непродовольственные товары".
Как писала газета "Ведомости" со ссылкой на отчет аналитиков NielsenIQ, сегмент, в который входят бытовая химия, средства гигиены и другие товары, просел на 16,2%.
После ввода российских войск в Украину ряд производителей бытовой химии отказались от инвестиций в российский бизнес или полностью ушли с рынка. Американская P&G в марте 2022 года повысила отпускные цены в среднем на 40%. А подразделение "Henkel Россия" с января ведет самостоятельную деятельность.
Один раз Persil – не всегда Persil
Еще до закрытия сделки по продаже активов Henkel начало русифицировать бренды. Например, кондиционер для белья Vernel стал "Вернель", порошок для стирки Persil теперь "Персил", а туалетные блоки Bref – "Бреф".
В самой Lab Industries подтвердили, что с января "Henkel Россия" стало самостоятельным.
Сделка по продаже активов в России, по их словам, находится на финальном этапе.
Изменятся ли цены на синтетические моющие средства после окончательной продажи активов Henkel в РФ, пока сказать сложно. Нет понимания, как все изменения повлияют и на качество товаров.
Убытки Henkel в Беларуси и России
Ранее один из мировых лидеров по производству бытовой и промышленной химии подсчитал убытки, которые придется понести вследствие ухода с рынков Беларуси и России.
Суммы были отражены в отчете компании.
"В свете запланированного прекращения операционной деятельности всех наших подразделений в России и Беларуси, а также из-за … санкций, мы фиксируем издержки в размере 184 миллионов евро", – сообщали в концерне.
Отметим, что в эту сумму входят издержки, связанные с репутацией – 88 миллионов евро, с собственностью и оборудованием – 82 миллиона евро, а также с товарным знаком – 15 миллионов евро.
Концерн Henkel владеет такими брендами, как Schwarzkopf, Fa, Taft, Persil, Losk, Vernel, "Ласка", "Пемолюкс", "Момент".
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber