Наталья Штевнина: платежная система ЕРИП готовится выйти на новый уровень

Павел Абрамович
ЕРИП стал незаменимым платежным инструментом для большинства белорусских граждан и организаций, помогая им рассчитываться между собой и с государством. Портал Tochka.by взял интервью у Заместителя Председателя Правления ОАО "НКФО "ЕРИП" Натальи Штевниной.
Наталья Штевнина: платежная система ЕРИП готовится выйти на новый уровень

– Наталья Михайловна, в этом году исполнилось 15 лет, как начала работать система расчетов ЕРИП. Как вы оцениваете проделанную за это время работу?

– В первые годы работы при общении с клиентами нам приходилось пояснять, что представляет собой единое расчетное и информационное пространство (ЕРИП) и его автоматизированная информационная система АИС "Расчет".

Благодаря совместным усилиям нашей команды и деловых партнеров, а также поддержке государства об этой платежной системе и ее по-настоящему огромных возможностях сегодня знают практически все граждане и организации Беларуси.

Систему выбирают для проведения как разовых, так и постоянных платежей люди, предприятия и фирмы нашей страны.

Сегодня ЕРИП – это разветвленная, но единая сеть. Она включает расчетных агентов в виде 21 банка, производителей 80 тыс. услуг в лице 22 тыс. юридических лиц, РУП "Белпочта" и 20 организаций-агрегаторов, которые помогают автоматизировать бизнес-процессы поставщиков услуг.

Через АИС "Расчет" ежемесячно проходит более 53 млн платежей на общую сумму около 3 млрд бел. руб.

Мы все в ЕРИП очень гордимся проделанной работой.

Лично я получила уникальный опыт выстраивания партнерских отношений с крупными юридическими лицами страны, планирования и реализации мероприятий по созданию небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО), создания и сопровождения АИС, работающих в режиме 24/7. Это очень ценный багаж и знаний, и, самое существенное, практики.

Наша команда – единый организм, где каждый работник является важным и главным. Ведь, как я всегда говорю, без команды и командной работы не было бы самой нашей компании.

– Если подводить итоги 2023 года, то что стало его главным достижением и результатом в части обслуживания/проведения платежей юридических и физических лиц?

– Пожалуй, самое важное, что в этом году, как и раньше, была обеспечена надежная, непрерывная работа наших автоматизированных систем, благодаря чему белорусы могли оплачивать услуги в любое удобное для них время.

Наше деловое сообщество в уходящем году мы смогли порадовать развитием сервиса E-POS.

Кроме того, для малого и среднего бизнеса мы сделали "Кабинет Производителя услуг".

Если бизнес-процессы просты и у предпринимателей, небольших организаций нет особенных требований к автоматизации и учету, они могут не отвлекаться на цифровизацию, а заниматься своим развитием и продолжать принимать оплату через ЕРИП.

В активной фазе реализации находится сейчас проект по встраиванию дерева услуг АИС "Расчет" в банковские автоматизированные системы дистанционного обслуживания юридических лиц (системы класса "Клиент-Банк", "Интернет-Банк"). Благодаря этому у юридических лиц, как и у простых граждан, появится возможность оплачивать услуги через ЕРИП.

Ведутся переговоры по встраиванию дерева услуг АИС "Расчет" в дистанционные системы обслуживания иностранных банков.

– В конце осени в Беларуси открыли доступ к ЕРИП для зарубежных карточек. Расскажите об этом сервисе и его возможностях для бизнеса и простых граждан.

– Действительно, в четвертом квартале 2023 года наша платежная система фактически вышла за пределы Беларуси.

Оплачивать товары, работы и услуги через ЕРИП теперь стало возможным с использованием платежных карточек, выпущенных иностранными банками.

Наша страна всегда была и остается привлекательной для иностранных граждан, что подтверждает статистика – они приезжают не только в целях туризма, но и для встреч с родственниками и друзьями в нашей стране.

Поэтому реализация возможности оплачивать услуги АИС "Расчет" картами зарубежных банков – это одновременно и создание безбарьерной среды, и дополнительный бонус для привлечения иностранных граждан в Беларусь.

Сервис реализован максимально просто и удобно. Нужно иметь лишь доступ в интернет (в поисковой строке браузера следует набрать erip.paritetbank.by) и карточку, выпущенную иностранным банком.

Первым банком, который откликнулся на инициативу НКФО ЕРИП, стал Паритетбанк. Мы приглашаем к сотрудничеству в этой сфере все банки Беларуси.

– В Беларуси принята Концепция развития платежного рынка и цифровизации банковского сектора страны. В документе много сказано о развитии ЕРИП. Какие новшества запланированы?

– По роду своей деятельности мне приходится знакомиться с содержанием многих проектов законов и нормативных актов.

Чтение Концепции развития платежного рынка РБ и цифровизации банковского сектора на 2023–2025 годы, которую Правление Национального банка утвердило своим Постановлением № 267 от 27.07.2023, доставило отдельное удовольствие. Этот объемный документ хорош, понятен, а главное – он очень своевременный.

Основные направления развития ЕРИП, определенные Национальным банком, либо уже реализуются нами, либо находятся на стадии проработки.

Про планы и конкретные сроки я говорить не буду, поскольку не все здесь зависит только от НКФО ЕРИП. Однако то, что платежная система выйдет на новый уровень, – произойдет обязательно.

– Поставщики товаров и услуг и их клиенты по достоинству оценили ваш сервис E-POS. Как вы сами оцениваете проделанную в этой части работу?

– Для продвижения наших продуктов мы в основном используем следующий подход: пусть наши партнеры – пользователи этих продуктов рассказывают о них сами.

Сервис E-POS – реально классный, удобный и не "кусается" по цене. И так действительно получилось, что про E-POS наши партнеры и клиенты готовы говорить долго и много, и содержательно – прежде всего о том, как этот сервис помогает им в работе, как они благодаря ему перестали тратить время и деньги на "придумывание" способов оплат и на разного рода дополнительное оборудование.

Услуги подключения к сервису E-POS предоставляют 16 агрегаторов: Универсальные платежные системы, Открытый контакт, ТриИнком, Метрика девелопмент, Электронные системы и сервисы, СейлСервиСолюшенс, Настоящая цифровая, Ай Пэй, Банк ВТБ (Беларусь), Информационные системы, КонсенсусЛаб, ИКомЧардж, Статусбанк, Банковский процессинговый центр, Издательство "Белбланкавыд", Расвиком Сервис.

– ЕРИП сегодня – это в том числе готовые комплексные решения по организации приема платежей для бизнеса с гибкой системой тарифов. Расскажите об этом подробнее.

– Уже на стадии организации и запуска каждый бизнес думает о дальнейшем развитии. Для этого существует огромное количество стимулов, как правило, финансового характера.

НКФО ЕРИП тоже поддерживает этот тренд, используя гибкую тарифную политику.

Так, тариф "Дифференцированный" был введен в 2019 году, чтобы реализовать качественно новые подходы к определению стоимости услуг по приему платежей, усовершенствовать действующую схему финансовых взаимоотношений участников АИС "Расчет" и создать самые комфортные условия для привлечения в систему новых производителей услуг.

В настоящее время тариф "Дифференцированный" использует более 8,5 тыс. производителей услуг, или 38% от общего числа участников ЕРИП.

С начала введения тарифа идет устойчивый рост объемов и количества платежей в пользу производителей услуг, которые подключили этот тарифный план.

К примеру, при доле указанных платежей в 2019 году на уровне 2%, в текущем году этот показатель составляет уже почти 15% по количеству и 11% – по сумме.

– Отдельно хотелось бы поговорить о развитии сервиса "Расчет-ЖКУ" и QR-кодов. Что планируется сделать для этого?

– Основной точкой приложения сил в части развития АИС "Расчет-ЖКУ" является подключение к системе организаций газо- и энергоснабжающей отрасли Беларуси.

В целом, указанная система достаточно сложна с точки зрения алгоритмов, поэтому мы находимся в постоянном поиске решений по оптимизации и упрощению используемых технологий.

Что касается оплаты товаров, услуг и работ в системе ЕРИП с помощью QR-кодов, то благодаря тому, что у нас достаточно молодая команда, которая тщательно следит за новыми цифровыми трендами, мы продолжим развивать этот способ оплаты.

В частности, ведем работу с банками страны по поддержке нашего стандарта QR-кода.

– Наталья Михайловна, всех нас волнует вопрос о конфиденциальности данных. Каким образом ЕРИП обеспечивает защиту персональной информации граждан и фирм?

– Безопасность персональных данных поддерживается в нашей системе платежей на самом высоком уровне.

Многое в данном вопросе зависит от получения соответствующих сертификатов.

Так, в 2023 году НКФО ЕРИП провел комплекс мероприятий по проектированию, созданию и аттестации единой системы защиты информации информационной системы НКФО ЕРИП (класс 3-ин, 3-спец, 3-бг, 3-юл).

В результате проведенной работы был получен аттестат соответствия № 36 от 03.11.2023 системы защиты информации информационной системы НКФО ЕРИП класса 3-ин, 3-спец, 3-бг, 3-юл требованиям белорусского законодательства.

З-ин – инфосистемы по обработке персональных данных (ПД) (за исключением специальных ПД), подключенные к открытым каналам передачи данных;

3-спец – инфосистемы по обработке специальных ПД (за исключением биометрических и генетических ПД), подключенные к открытым каналам передачи данных;

3-бг – инфосистемы по обработке биометрических и генетических ПД, подключенные к открытым каналам передачи данных;

3-юл – инфосистемы по обработке информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну юридического лица, распространение и/или предоставление которой ограничено (за исключением госсекретов и служебной информации ограниченного распространения), подключенные к открытым каналам передачи данных.

В заключение и в преддверии Нового года и Рождества хотела бы пожелать всем читателям портала Tochka.by мирного неба, здоровья и удачи – это самые важные ресурсы, которые у нас есть.

Берегите себя, пользуйтесь ЕРИП!

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки