Поставки белорусского топлива в Россию могут прекратиться – СМИ

Олег Шепелюк
С сентября в России вступают в силу изменения Налогового кодекса. Они могут ударить по компании, закупающей дизельное топливо и бензин на Новополоцком и Мозырском НПЗ.
Поставки белорусского топлива в Россию могут прекратиться – СМИ
Фото: r.classen / Shutterstock.com

"Нафтан" и Мозырский НПЗ могут с сентября значительно сократить или вовсе прекратить поставки бензина и дизеля на российский рынок. Причиной этого, как пишет "Ъ", является двукратное уменьшение демпферных выплат ("компенсации" из бюджета) за белорусское топливо.

Изменения вступают в силу через несколько недель. Российская сторона уже просчитывает, станут ли поставки белорусских нефтепродуктов убыточными.

Что такое демпфер?

Демпферный механизм – схема, призванная стабилизировать стоимость топлива на рынке России при скачках цен на нефть. По нему российские НПЗ получают компенсацию в 65% от разницы между экспортной и индикативной (фиксированной) ценой топлива на местном рынке.

Новополоцкий и Мозырский НПЗ с конца 2022 года поставляют нефтепродукты на биржу СПбМТСБ через государственного российского трейдера "Промсырьеимпорт" (находящегося под санкциями за поставки иранской нефти в Сирию).

Схема построена следующим образом: белорусские заводы продают бензин и дизтопливо в адрес "Промсырьеимпорта", затем тот реализует приобретенные объемы через биржу по внутрироссийским ценам. Чтобы компенсировать разрыв между закупочной и внутренней ценой, российская компания получает демпферные выплаты из бюджета.

По отчетности компании за прошлый год, она получила свыше 1 млрд российских рублей в виде выплат по демпферу, при этом поставки начались только в октябре.

В 2023-м единственный поставщик белорусского дизеля и бензина на российский рынок продолжил активно работать. Ведь схема с поставками нефтепродуктов их Беларуси (прежде всего дизтоплива) была выгодна и россиянам, так как белорусская "солярка" замещает ее нехватку в РФ.

Фото: naftan.by

Объем поставок довольно велик, так как за отдельные отрезки, данные по которым приводит "Ъ", белорусские нефтепродукты составляли до 14% проданных на питерской бирже.

Как заявил один из источников издания, только за поставки дизтоплива в июле "Промсырьеимпорт" может получить демпферные выплаты в размере 1,7 млрд российских рублей.

Закон повернули и против Беларуси

Сейчас поставки белорусских нефтепродуктов рискуют стать невыгодными. Дело в том, что с сентября в России изменяется Налоговый кодекс, по которому демпферные выплаты сокращают в два раза. Причина на поверхности бочки с нефтью: России нужны деньги в бюджете, и власти всячески пытаются сократить расходы.

Урезание бюджетных выплат делает поставки белорусского топлива в Россию (на фоне продолжающегося обвала российского рубля) низкорентабельными, а в перспективе – вовсе убыточными.

По экспертным оценкам, в последние недели объем поставок из Беларуси составлял 1,2–4,9 тыс. тонн дизтоплива и 0,6–1,14 тыс. тонн бензина в день. Это до 4% и до 14% от продаж этих видов топлива на питерской бирже соответственно.

С другой стороны, есть вероятность, что урезание поставок белорусского топлива на российский рынок приведет к росту цен на топливо на местных АЗС.

Фото: Marian Weyo / Shutterstock.com

Это может создать дополнительную напряженность на топливном рынке. Абсолютный рекорд стоимости дизтоплива на СПбМТСБ обновился 7 августа: оно подорожало на 0,5% до 60,4₽ тыс. за тонну.

Демпфер как замена украинского рынка

Напомним, что важность поставок нефтепродуктов за рубеж и выручки за них всегда была высокой для белорусского бюджета. И стала еще выше после того, как в прошлом году (из-за решения стран-соседей) "обнулились" экспортные отгрузки калийных удобрений.

С 24 февраля 2022 года для белорусских НПЗ закрылся украинский рынок, куда они поставляли большую долю бензина и дизтоплива, идущих за пределы страны. Поставки же на российский рынок были для них убыточны.

Экспорт нефтепродуктов из Беларуси обеспечивал экономике почти 40-миллионной Украины 45% совокупного импортного бензина и 37% импортного дизтоплива – 1,04 млн тонн и 2,97 млн тонн.

Проблему с "отрубленным" основным рынком для белорусских НПЗ власти России решили путем простого, как заправочный пистолет, метода: стали платить "фирме-прокладке", которая начала поставлять бензин и дизтопливо белорусских заводов в РФ.

Ведь до этого "Нафтан" и МНПЗ не подпадали под закон, по которому демпферные выплаты полагались не всем поставщикам топлива на российский рынок, а только заводам из России.

Фото: naftan.by

Теперь же госкомпания "Промсырьеимпорт" покупала в Беларуси нефтепродукты по устраивающей белорусскую сторону цене и продавала их на российской бирже. После чего получала согласно распоряжению правительства деньги из бюджета.

Открывшаяся возможность позволила белорусским заводам резко нарастить объем переработки российской нефти.

Подводя результаты работы НПЗ в 2022 году, гендиректор (на тот момент) предприятия Андрея Сойко заявил, что за три квартала 2022 года завод "вышел на безубыточную работу нарастающим итогом".

Грибные недели

По мнению нескольких собеседников “Ъ”, белорусские НПЗ перенаправят поставляемые в Россию объемы на экспорт в дальнее зарубежье через российские порты в Финском заливе.

Портал Tochka.by обратился в Белнефтехим, но концерн пока официально ситуацию не комментирует.

Нельзя не отметить, что увеличение транспортного плеча делает поставки белорусских нефтепродуктов на рынки "дальнего зарубежья" затратными. С потерей рынков Украины и ЕС – а белорусские нефтепродукты (и не только топливо) активно продавались западнее Буга – единственным удобным вариантом оставался российский.

Прогнозировать, во что выльется налоговое нововведение России для белорусской стороны, пока не представляется возможным. Осень покажет.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки