В связи с введением санкций и закрытием европейских границ белорусский и российский грузопоток развернулся на восток. Так, в 2022-ом году перспективность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья резко возросла.
Однако восточный логистический рынок существенно отличается от западного. И это создает определенные трудности как для перевозчиков, так и для грузовладельцев.
Конкуренция и слабый сервис
Для того, чтобы выяснить, какого рода проблемы встречаются чаще всего, биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей. У перевозчиков и грузоотправителей из Беларуси и России спросили, с какими сложностями они сталкиваются при работе со странами Средней Азии и Закавказья. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии. Вот результаты.
"Никаких. Успешно работаю со странами Средней Азии и Закавказья". Такой вариант ответа выбрали 10% опрошенных.
Еще 13% от принявших участие в опросе только присматриваются к этим направлениям, но еще не работали по ним.
19% отметили высокую конкуренцию.
23% – выбрали вариант "Безопасность как водителей, так и грузов оставляет желать лучшего".
26% отметили низкий уровень комфорта водителей, отсутствие инфраструктуры и придорожного сервиса.
Самой же распространенной проблемой стала – "Непонятный документооборот и задержки с оплатой". За такой вариант проголосовало 29% опрошенных.
"Бешеные ставки"
В комментариях некоторые грузоотправители также отметили "бешеные" ставки у перевозчиков. Сами же перевозчики чаще пишут о плохом качестве дорог.
Выделили респонденты и такие проблемы: "Пропускная способность КПП "Верхний Ларс", "Высокая стоимость казахского и монгольского ОСАГО", "По направлениям Армения/Турция/Азербайджан – мало перевозчиков, которые бы предоставили полный пакет документов для проверки их надежности".
Популярность направления растет
По словам директора компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, высокая стоимость перевозок в страны Средней Азии и Закавказья – значимая проблема на сегодня.
"Часто заказчики оказываются не готовы к ставкам, по которым могут работать перевозчики. Но у высоких цен есть объективные причины – перевозки в эти регионы связаны с большими затратами, следовательно и ставки приходится поднимать", – рассказала порталу Tochka.by Татьяна Солдатенко.
Однако, отмечает эксперт, популярность перевозок в страны Средней Азии и Закавказья только растет с начала года. И такая тенденция, скорее всего, сохранится в дальнейшем.
"С одной стороны этому способствует хорошая рентабельность таких маршрутов для перевозчиков, с другой – укрепление партнерских торговых отношений со странами Востока. А вместе с ростом товарооборота между государствами упрощается и бюрократическая сторона логистики – выдаются дополнительные разрешения, оптимизируются трансграничные процедуры", – говорит Солдатенко.
Когда будут решены проблемы?
Что касается безопасности, придорожного сервиса, документооборота – сложности, которые чаще всего выбирали участники опроса, то решение этих проблем – не такая уж и далекая перспектива. Надо учитывать, что страны Средней Азии и Закавказья осознают рост своей значимости в логистических цепочках и заинтересованы в том, чтобы максимально использовать свой транзитный и экспортный потенциал.
"Во многих странах развитие логистики уже поставили в приоритет на государственном уровне. Это значит, что можно рассчитывать на решение вопросов с качеством дорог, безопасностью и комфортом водителей. В отношении же проблем с документооборотом и задержек оплаты, хочу сказать, что мы уже видим на среднеазиатском рынке резкий рост спроса на автоматизацию процессов и цифровые инструменты", – отметила директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси".
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber