"Не надо всем нравиться": эксперт о том, как правильно вести себя на работе

Денис Кошелев
В каждом коллективе свои правила. Особенно сложно новым людям. Как заявить о себе новичку и быстро влиться в команду? Можно ли с начальством подружиться и как решать конфликтные ситуации на работе? Поговорили с экспертом.
"Не надо всем нравиться": эксперт о том, как правильно вести себя на работе
Фото: SviatlanaLaza / Shutterstock.com
Современный человек проводит на работе большую часть своего времени, поэтому здоровая обстановка в этом временном периоде крайне важна.

Токсичные отношения с коллективом – это не только моральный ад, но и последствия плохой продуктивности на работе.

Портал Tochka.by поговорил с основателем и руководителем проекта по консалтингу в управлении, маркетинге и продажах "Лаборатория верных решений", экспертом поведенческой экономики Александром Хромылевым. И теперь рассказываем вам, как выстроить грамотную коммуникацию с коллегами и начальством.

Работа – это стресс

Каждое новое место работы так или иначе связано со стрессом. С одной стороны, завершился волнительный этап поиска, с другой – стартовал период адаптации в незнакомом коллективе.
В сообществе со своими традициями, ценностями и ярлыками. Даже на подсознательном уровне человек очень старается быть принятыми в новую группу. Ведь в далекие времена это было залогом безопасности и выживания.


"Важно понимать, что ничего трагичного даже в случае сложностей в адаптации не произойдет. И не стоит пытаться быть слишком хорошим, понравиться слишком сильно или слишком быстро. Оптимальный вариант – сделать так, чтобы процесс был естественным и вас принимали таким, какой вы есть. В этом случае не придется носить маску "хорошести" в дальнейшем. Вы сможете просто быть самим собой", – отмечает Александр Хромылев.

По словам эксперта, форсировать свое принятие и адаптацию в коллективе – не самое верное решение. По его мнению, один из классных инструментов, который помогает быть самим собой, – идти навстречу людям и получать позитивную реакцию окружающих, это вопрос "Как я могу вам помочь?".
"Даже не задавая его в слух, вы создаете вокруг себя теплую атмосферу. Ничто так не ценится людьми, как готовность оказать содействие даже в самом простом вопросе, протянуть руки или подстраховать. К тому же любая помощь с вашей стороны активирует один из самых мощных инструментов в человеческой коммуникации – принцип взаимности. Мы значительно позитивнее относимся к человеку, которому чем-то обязаны, и всегда находим возможность проявить взаимность".

Больше позитива

Фото: Svitlana Hulko / Shutterstock.com
Эксперт также приводит и другие, уже простые инструменты для того, чтобы повысить уровень симпатии к себе. Он отмечает, что нужно проявлять внимание, интерес и симпатию к окружающим. Больше искренних улыбок, больше обращений по имени, больше общения – и люди пойдут навстречу.
"Понятно, что сложно быть позитивным, когда вокруг незнакомые люди и не знаешь, чего ожидать. Мне очень импонирует идея психолога и автора бестселлеров по коммуникациям и влиянию Роберта Чалдини: "Ожидайте от каждого, с кем встречаетесь, самого лучшего". Безусловно, есть шанс обжечься. Но на длинной дистанции такой подход значительно эффективнее, чем относиться к окружающим скептически".

Не бойтесь показаться некомпетентным

Фото: Just Life / Shutterstock.com
Александр Хромылев не советует видеть трагедию, если в новом коллективе встречают поначалу достаточно прохладно.
"Не стоит это списывать на личный счет. Очень естественный процесс. Придет время, когда окружающие поймут, что вы адекватный человек, не несете никакой угрозы и с вами можно безболезненно общаться. Что касается профессиональной пригодности. Если вы прошли испытания при приеме на работу – таланты уже оценены. Как минимум, их потенциал. В этом плане можно не переживать. И точно не стоит повторять ошибку многих новичков. Тех, кто считает, что обращаться за помощью к коллеге по офису – это признак некомпетентности и слабости, а помогать никто не желает".
Здесь стоит обратиться к исследованиям, результаты которых говорят об обратном. Людям очень нравится помогать другим. Это повышает нашу самооценку и приносит позитивные эмоции. А коллегу, который обращается с вопросом или просьбой о помощи, оценивают, как более компетентного и вызывающего доверие, по сравнению с теми, кто этого не делает.
"Вы в новом коллективе, в новом бизнесе, в новых процессах. Если вы что-то не понимаете – это абсолютно нормально. Лучший способ быстрее понять обстановку, правила или стандарты работы – просто спросить. Оказывается, он еще и очень полезный в плане адаптации".

Как быть в ситуации конфликтов?

Фото: bbernard / Shutterstock.com
Конфликты – явление распространенное в коллективах, особенно больших. Это всегда эмоции, говорит Александр Хромылев. И принимать любые решения на эмоциях – самый короткий путь к будущему сожалению.

Понятно, что сложно сохранять выдержку, когда конфликт находится в открытой фазе. Но ни один пожар никогда не начинался без соответствующих предпосылок и признаков в виде повышающейся температуры.
"Лучшая тактика – уходить от конфликтов уже на стадии их развития. Я очень рекомендую прочитать одну не очень длинную, простую и понятную книгу, которая позволит значительно сократить ваше участие в любого рода профессиональных и личных конфликтах. Это настоящий шедевр коммуникаций: Маршалл Розенберг. "Ненасильственное общение. Язык жизни". Идеи этой книги, как и ее автор, останавливали многолетние международные конфликты, не говоря уже о тысячах разруленных проблем в офисах по всей планете".

Единственное, чего не стоит делать, по мнению эксперта, так это путать конфликт с перманентной и необоснованной агрессией.
"Если вы каждый день подвергаетесь несправедливым наездам со стороны конкретного человека, который провоцирует вас, стоит обратиться к руководителю подразделения или даже выше".
О вечно недовольных сотрудниках

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock.com
Согласно исследованиям, токсичность сотрудника на длительном отрезке времени является разрушительной для компании, какую бы ценность он не приносил. Если человек по-прежнему находится на рабочем месте, тем, кто рядом, просто не повезло. Время все расставит на свои места, уверен спикер.
"Пока же стоит сохранять максимальную дистанцию. А если вам необходимо каждый день работать с таким человеком, постарайтесь изменить свое восприятие ситуации. Это примерно то же самое, как испытывать негативные ситуации от дождя осенью. Стоит набраться терпения".

Если человек неагрессивен, а просто является нонконформистом, то иногда он может быть находкой для процесса принятия решений. Ставить все под сомнение – поведение адвоката дьявола. Такого человека иногда специально назначают при обсуждении сложного вопроса и выработки верного пути, говорит эксперт.

Я – начальник, ты – дурак?

Это выражение очень применимо ко многим коллективам. Зачастую начальство не желает слышать сотрудников, предпочитая обвинять их в некомпетентности. Но как исправить эту ситуацию?
"Самый большой вопрос заключается в том, а стоит ли вообще выстраивать отношения с таким руководителем. Ведь руководитель – своего рода наставник, у которого мы должны учится лучшему, расти профессионально".

Эксперт уточняет, что есть пять основных мотиваторов для сотрудника, кроме непосредственно финансовой составляющей. Они давно определены:

  1. Понимание ценности и значимости своей работы
  2. Ощущение признания своего труда со стороны руководителя и компании
  3. Ощущение справедливости в вопросах компенсации труда и продвижения в карьере
  4. Ощущение доверия и возможности совершать искренние ошибки
  5. Качественная обратная связь
"Если руководитель рушит основные принципы мотивации сотрудников в офисе, чему мы можем у него научиться? И что нам может дать компания, в которой работают такие руководители. И стоит ли отдавать такой компании самый ценный ресурс, который есть в нашем распоряжении, – наше время? Ни к чему хорошему, кроме стресса, такая сделка не приведет".
О дружбе на работе

Фото: Pressmaster / Shutterstock.com
Часто говорят, что на работе друзей лучше не иметь и не доверять всем и вся. Основатель и руководитель проекта "Лаборатория верных решений" все же не советует устанавливать на работе искусственные ограничения в коммуникации.
"Само понятие "дружба" слишком сложно и универсально. Если у людей открываются общие интересы, если им комфортно общаться, если это не мешает их профессиональной деятельности, то в чем, собственно, проблема? Дружите на здоровье. Насчет доверия всем и вся. Начнем с того, что даже сильное доверие к самому себе – достаточно рискованно. Помните о словах нобелевского лауреата, исследователя нашего мышления и наших решений Даниэля Канемана: "Не доверяйте себе слишком сильно".

"Золотые правила" поведения на работе

По словам Александра Хромылева, если универсальный свод правил и существует, то он должен быть очень похож на свод правил обычной человеческой морали и адекватности.
"Уверен, что самая лучшая модель поведения для того, чтобы хорошо адаптироваться в новом коллективе, успешно работать, приносить пользу компании и даже завести новых друзей, – это право оставаться самим собой, проявлять внимание и эмпатию. В противном случае, вам постоянно придется выступать в роли актера. Если вы не профессионал, занавес опустится достаточно быстро", – подытоживает спикер.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки