В начале июля международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг страны в иностранной валюте до "преддефолтного". Снижение с "CCC" до "C", при этом агентство не предоставило детального прогноза.
Fitch объяснило, что причиной снижений рейтинга стало решение Минска исполнять обязательства по еврооблигациям в белорусских рублях.
Спустя несколько дней заявление сделало агентство Moody’s. Ситуация аналогичная: Беларусь допустила дефолт по внешним долговым обязательствам.
Дело в том, что 14 июля истек льготный период, в течение которого Беларусь должна была выплатить 22,9 млн долларов по десятилетним еврооблигациям Belarus-27. Поскольку Минфин провел платеж в белорусских рублях, держатели внешнего долга белорусских эмитентов не смогли получить выплаты.
"Погашение валютного долга в белорусских рублях представляет собой дефолт", – подчеркнули в агентстве Moody’s.
Только агентство S&P не стало снижать кредитные рейтинги Беларуси из-за выплаты долгов в белорусских рублях. Долгосрочные и краткосрочные рейтинги страны в иностранной валюте подтверждены на уровне CC и C соответственно.
Реакция Минска
Министерство финансов Беларуси отреагировало на решения международных агентств Fitch и Moody’s. Ведомство назвало их рейтинги субъективными в оценке кредитоспособности.
Как неоднократно напоминали в министерстве, Citigroup Global Markets Europe AG и Citibank, N.A., London Branch из-за санкций Запада заявили о приостановке работы по белорусским еврооблигациям.
"В таких условиях (Министерство финансов Беларуси – прим. Tochka.by) вынуждено выбирать альтернативные варианты исполнения обязательств по еврооблигациям перед держателями, так как ситуация по своей сути является форс-мажорной", – отметили в ведомстве.
Давайте разберемся, что же на самом деле произошло и какие последствия рейтинговые действия Fitch Ratings и Moody’s будут иметь для Беларуси и ее экономики. Неужели нас ждет дефолт и повальная нищета?
Портал Tochka.by пообщался на эту тему с исполнительным директором BIK Ratings Андреем Усачевым.
Кредитоспособность сохраняется
С экономической точки зрения, несмотря на объявление преддефолтного рейтинга, Беларусь сохраняет свою кредитоспособность и, безусловно, имеет возможность рассчитываться по своим обязательствам, полагает эксперт.
На 1 июля международные резервные активы страны, по предварительным данным Нацбанка, составили $7,506 млрд, из них условно можно вычесть специальные права заимствования в размере $1,373 млрд, которые в настоящее время достаточно трудно монетизировать. В итоге имеем $6,133 млрд, из них в монетарном золоте – $1,133 млрд и в иностранной валюте – $5 млрд.
"Данный размер международных резервных активов соответствует планам правительства. Согласно им объем международных резервов на 1 января 2023 года в иностранной валюте должен составить не менее $7 млрд с учетом погашения внутренних и внешних обязательств", – отмечает исполнительный директор BIK Ratings.
Внешний долг Беларуси
Валовый внешний долг Беларуси на 1 апреля 2022 года, по данным Нацбанка, составлял $40,536 млрд.
Таким образом, соотношение резервных активов к валовому внешнему долгу в Республике Беларусь составляет 1 к 5,4 и не является критическим. Для примера: данное соотношение в Литве составляет 1 к 4,5, в Польше – 1 к 1,6, в Латвии – 1 к 3,1.
"Имеющегося размера международных резервных активов достаточно для обслуживания внешнего и внутреннего долга. Дефолт может произойти только в случае, если все иностранные кредиторы одновременно потребуют досрочного погашения обязательств, однако такая вероятность близка к нулю", – говорит Андрей Усачев.
Оценивая возможность Беларуси рассчитаться по внешним долгам, следует также учитывать долю госдолга в ВВП страны, отмечает специалист.
"У Республики Беларусь эта доля – одна из самых низких по сравнению с соседними государствами: 33,8%. В то время, как доля госдолга Польши в ВВП на 1 мая 2022 года составляла 53,8%, Литвы – 44,3%, Украины – 60,8%, Латвии – 44,8%. Ниже только у Российской Федерации – 18,2%", – утверждает он.
Рейтинг имеет значение
Тем не менее нужно учитывать и тот факт, что иностранные инвесторы и кредиторы ориентируются на рейтинги, которые устанавливает большая тройка агентств – это Fitch Ratings, Moody’s, S&P.
"Это исторически сложившаяся практика, экономическая культура, которая складывалась в западном мире десятилетиями, можно даже сказать – веками. Например, рейтинговое агентство Fitch Ratings было основано в США в 1914 году, рейтинговое агентство S&P ведет свою историю с 1888 года. За это время сложились выверенные, отработанные на западных компаниях традиционные метрологии и процедуры присвоения рейтингов", – подчеркивает исполнительный директор BIK Ratings.
По его мнению, в этом состоит сила данной системы, но одновременно и слабость. Потому что потеряны гибкость, способность быстро адаптироваться к непривычным внешним факторам, желание глубоко изучать и учитывать все особенности рейтингуемых стран или корпораций.
"Примером может служить банкротство в 2008 году крупнейшей международной финансовой корпорации Lehman Brothers, которая имела наивысший кредитный рейтинг ААА у всей большой тройки мировых рейтинговых агентств", – говорит он.
Развитие национальной рейтинговой системы
По словам Андрея Усачева, Беларуси в данной ситуации нужно позаботиться о развитии национальной рейтинговой системы.
"В том числе нужно создавать независимые локальные агентства, которые способны более объективно оценивать риски как суверенные, так и корпоративные с учетом всех факторов и особенностей национального рынка", – говорит он.
Что нам рейтинги сулят?
Эксперт делает вывод, что рейтинги агентств Fitch Ratings и Moody’s не повлекут серьезных последствий для экономики республики.
"Исполнение обязательств по внешним заимствованиям в белорусских рублях можно расценивать максимум как технический дефолт, когда возможности вернуть долг есть, но имеются технические объективные препятствия для этого. На что это может повлиять? Прежде всего на привлечение новых заимствований от иностранных институтов и на западных рынках".
Однако возможность данных заимствований и так сокращена до минимума в связи с уже введенными против Беларуси ограничениями.
"Такая возможность сохраняется с теми государствами, которые не поддержали введенные против Беларуси санкции и готовы развивать взаимовыгодное сотрудничество с нашей страной", – подытоживает Усачев.