Как рост цен на топливо скажется на жизни простых белорусов – мнение эксперта

Денис Кошелев
Увеличение стоимости энергоносителей может поднять цены на продукты питания и ряд услуг, уверяют экономисты и предрекают нелегкие времена для всех нас.
Как рост цен на топливо скажется на жизни простых белорусов – мнение эксперта
Фото: ako photography / Shutterstock.com

"Белнефтехим" уже выработал у нас условный рефлекс: вторник – значит, жди новых цен на заправках. С начала года топливо дорожало 18 раз. Но последние две недели профильный концерн обходится без ставших традиционными "плюс двух копеек".

Розничные цены на бензин и дизель в последний раз менялись 28 июня. Стоимость самого дорогого топлива в Беларуси – АИ-98-К5-Евро – уже перешагнула психологическую отметку "один доллар за литр" – 2,68 рубля. Более массовые сорта продают чуть дешевле: АИ-92-К5-Евро стоит Br2,36, а дизель и АИ-95-К5-Евро – по Br2,46.

Нефть марки Brent на мировых рынках стоит чуть больше 105 долларов за баррель. Рост в сравнении с прошлым годом – около 50%.

Прогнозы – не самые оптимистичные. Скорее всего, бензин продолжит дорожать и дальше. И что же – нас всех ждет падение уровня жизни?

На этот и другие вопросы порталу Tochka.by ответила заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития Белорусского государственного технологического университета, доктор экономических наук Ирина Новикова.

Мировой рынок нефти

Из-за высоких цен на бензин страдают не только белорусы. Для сокращения расходов британские эксперты, к примеру, посоветовали не пользоваться кондиционером и ездить с открытыми окнами. А в Германии всерьез обсуждали ограничение скорости на автобанах до 100 км/ч – все для экономии.   

Как полагает большинство экономических экспертов, стоимость нефти выше 100 долларов за баррель – это плохой сигнал для всех стран. Высокие цены на энергоресурсы начинают тормозить развитие мировой экономики и дают разгон инфляции. Во времена геополитической турбулентности проблемы с экономикой могут принять и вовсе угрожающие масштабы.

Многие сценарии развития экономики гарантируют дальнейший рост инфляции минимум на 0,5% в ЕС и США во второй половине 2022-го. А ведь в начале года индекс потребительских цен в США (является одним из ключевых показателей инфляции/дефляции и применяется для расчета прожиточного минимума) и без того достиг 7,5% в годовом выражении (впервые с 1982 года), в еврозоне – рекордные 5,1%.

Что у нас?

Уровень инфляции в Беларуси в 2021 году составил 9,97%, госпрогноз был – не более 5%. По планам на 2022 год индекс потребительских цен не должен превысить 6%, но мы уже выпрыгнули далеко за пределы этой цифры.

Инфляция в годовом выражении превысила 17%, сообщает Национальный статистический комитет Беларуси. И если цены на нефть в мире – а следом и на бензин у нас – будут расти, этот показатель будет увеличиваться.

Время потрясений

"Сейчас на мировом нефтяном рынке, можно сказать, шоковая ситуация. Впервые такое произошло в 60-х годах, когда страны ОПЕК буквально за ночь подняли стоимость нефти с пяти долларов за баррель до 16. Это потрясло весь мир и коснулось каждого. Тогда же зародилось такое направление, как энергосбережение. Потому что это больно ударило по ценам на все – не только на продукты нефтепереработки", – говорит экономист Ирина Новикова.

Подорожание нефти отражается не только на ценниках на автозаправках. Фото: Paulik / Shutterstock.com

По оценке многих экономистов, если цены на нефть прыгнут выше 150 долларов за баррель, это станет катастрофой для мировой экономики.

Уже сейчас мировая нефть примерно на 50% дороже, чем была год назад. И этому есть ряд объяснений: после ковидных ограничений начал постепенно восстанавливаться спрос; возникла политическая неразбериха (крупный поставщик нефти – Россия). Еще один фактор – разрушение привычных логистических цепочек.

Бизнес не будет работать в минус

Так или иначе, турбулентность на рынке нефти негативно скажется на среднем чеке покупателей в самых обычных магазинах.

"Все начинается с того, что увеличение цен на нефть влечет за собой подорожание топлива. А это влияет на цену не только полного бака, но и практически всех товаров, которые нас окружают, ведь топливо закладывается в их себестоимость. И в конечном итоге за него будем платить мы с вами", – отмечает Ирина Новикова.

Транспортные расходы в стоимости ряда товаров занимают примерно 30%, порой и больше. Отсюда и столь очевидное удорожание продукции, которое затронет всех белорусов.

"Компании не могут работать в минус, иначе они закроются. А потому рост цен в таком положении объясним конкретными экономическими расчетами. Это взаимосвязанные вещи", – говорит Новикова.

Что подорожает

Если вырастут затраты на логистику – быстрее всего подорожают товары повседневного спроса. В "зоне риска" буквально все продукты питания – от мяса до макарон. Зерно тоже резко подскочило в цене не только из-за Украины, но и потому что увеличилась стоимость транспортировки.

Затраты на логистику – весомая часть стоимости товаров, которыми мы пользуемся ежедневно. Фото: Tochka.by

Вырастут цены и на промышленные товары. Подорожает производство авто, предметов быта, техники и электроники.

Потому неправильно полагать, что стоимость бензина влияет только на транспортные компании и на нефтехимию. Это касается всех.

Что делать "Белнефтехиму"

Политика концерна "Белнефтехим" с медленным, но регулярным повышением цен на топливо не действует так раздражительно на граждан. Все-таки рост на две копейки воспринимается населением как плавная мера, люди морально к этому привыкают.

"Логично, что "Белнефтехим" не может при мировом росте цены на нефть держать прежней стоимость топлива. Это не только покрытие затрат на закупку сырья, но и рост оплаты работников, а также вложения в инфраструктуру переработки, ее модернизацию. Вечным рост цен тоже не может быть, если мировое повышение прекратится – прекратится и повышение стоимости топлива в нашей стране", – прогнозирует эксперт.

Дешевой нефти не будет?

Однако Ирина Новикова подчеркивает, что про дешевую нефть пора вовсе забыть. И это несмотря на то, что ее запасов в мире еще очень много.

Добывать нефть становится все труднее, а следовательно – и дороже. Фото: Pixabay / Pexels

"Это связано не только с геополитикой. Нефть стало труднее добывать, если раньше – в середине прошлого века – она буквально лежала на поверхности, то теперь эта "легкая" нефть уже закончилась. Компании несут огромные затраты, чтобы достать сырье из глубин земли. Все это требует инвестиций, суммы просто космические. Логично, что все эти затраты на добычу после лягут в цену барреля", – поясняет она.

Как дальше жить будем

А как тогда быть простым гражданам? Многие задаются этим вопросом: рост зарплат медленный, порой не поспевающий за инфляцией. Можно ли как-то защитить людей в такой ситуации?

"Обязанность государства – помогать населению в трудные времена. И, конечно, поддержка должна быть, и она будет. В такой ситуации помощь особенно нужна малоимущим слоям. Меры могут быть самыми разными – вплоть до выдачи талонов на приобретение какой-либо продукции по льготным ценам. Это мир уже проходил, и не раз. А в непростое время любые методы поддержки хороши", – заверяет эксперт.

Кому война, а кому – мать родная

От повышения цен на нефть выигрывают нефтедобывающие государства, а если более точно –корпорации. По подсчетам агентства Bloomberg, только Россия до конца нынешнего года может получить 65 млрд долларов сверхдоходов в бюджет от одного лишь подорожания нефти.

Так как почти всю нефть Беларусь берет на переработку у России, белорусская и российские стороны по-союзнически могут договориться о разного рода скидках – впрочем, это уже происходит.

В правительстве неоднократно заявляли, что Минск и Москва нашли компромисс, а в расчетах страны вовсе переходят на российский рубль, что не только упрощает процедуру оплаты, но и несколько удешевляет проведение платежей.

А потому, вероятно, ожидать резкого роста цен на товары и услуги из-за подорожания нефти белорусам не нужно, но и дешеветь ничего уже не будет. Это, как в народе говорят, и "ежу понятно".

>>> Больше интересных новостей – подпишитесь на наш Telegram

Читайте также: 

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки