Шесть проектов будущего доведут Беларусь до "технологического суверенитета"

Олег Шепелюк
Инновации "основываются на новейших научных достижениях, результатах, полученных при выполнении госпрограмм научных исследований".
Шесть проектов будущего доведут Беларусь до "технологического суверенитета"
Фото: ImageFlow / Shutterstock.com
Ни деревообработки, ни цементных заводов, ни даже мраморной говядины: в ГКНТ рассказали о мерах по достижению "технологического суверенитета" в Беларуси.

Один из ведущих российских экспертов в нефтегазовой сфере Михаил Крутихин называет импортозамещение (в российском варианте от чиновников высшего звена звучат слова про "технологический суверенитет") "консервацией отсталости". В Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь поведали о конкретных предприятиях промышленности и не только, которые должны способствовать развитию экономики страны.

Там рассказали о прорывных суперпроектах, которые этот самый суверенитет обеспечат. Чиновника процитировала БелТА.

В шестерке – без самолетов

В рамках промышленной выставки ИННОПРОМ-2023, прошедшей в Екатеринбурге, на полях которой глава белорусского правительства Роман Головченко сделал довольно сенсационное заявление, с весьма громким докладом выступила заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Татьяна Столярова. Она рассказала о "шести проектах будущего", которые позволят достигнуть "технологической независимости". О заводе по производству самолетов упомянуто не было.

Она напомнила, что в стране реализуется госпрограмма инновационного развития Беларуси на 2021-2025 годы, которую 15 сентября 2021 года утвердил Александр Лукашенко. Согласно ей, к 2025 году будет "создано и модернизировано" 12 тыс. рабочих мест, а доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта вырастет до 35,6%.

Дармовые деньги на местные суперинновации

По словам Татьяны Столяровой, сейчас (в рамках этой программы) реализуется 82 инновационных проекта по созданию в различных регионах страны новых высокотехнологичных производств. Из них 36 (44%) основаны на технологиях V и VI технологических укладов.

"На разработку отечественных технологий V и VI укладов средства республиканского централизованного инновационного фонда выделяются на безвозвратной основе. Проекты V и VI уровня технологических укладов, основанные на зарубежных технологиях, финансируются из средств Белорусского инновационного фонда на льготных условиях, а все иные – на возвратной основе", – рассказала она.

Привела чиновница и статистику: в 2022 году введены в эксплуатацию пять проектов, еще 10 производств выведены на проектную мощность, создано и модернизировано более тысячи рабочих мест. Объем произведенной продукции превысил Br3 млрд.

Шесть проектов будущего для "технологического суверенитета"

Представительница ГКНТ рассказала, что утверждены шесть приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основные ресурсы республиканского бюджета в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности сосредоточены именно на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, относящихся к данным приоритетам.

Также Татьяна Столярова поведала, что разрабатываемые в рамках государственных научно-технических программ инновации "основываются на новейших научных достижениях, результатах, полученных при выполнении госпрограмм научных исследований, и к началу освоения в производстве соответствуют лучшим мировым аналогам или превышают их. Расширяют экспортные возможности производителей вновь освоенной продукции, созданной на основе разработанных инноваций".

Чиновница привела конкретный пример: созданный в Беларуси самосвал БЕЛАЗ грузоподъемностью 450 т занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый большой двухосный автомобиль на планете.

Столярова назвала и конкретные "комплексные проекты будущего", которые должны стать точками роста экономики, поскольку "предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ в области высоких технологий, повышение качества жизни населения". Сейчас реализуется шесть таких проектов.

Первый – национальный электротранспорт, в рамках которого предусматривается создание нового сектора машиностроительной отрасли, – электромобилестроения. Второй – биотехнологии в агропромышленном комплексе, третий – точное земледелие.

Согласно четвертому в Беларуси, где острая нехватка врачей, появится инновационное здравоохранение и будет создан центр гибридной кардиохирургии, блок трансплантации костного мозга и стволовых клеток, биофармацевтическое производство лекарственных средств на основе рекомбинантных технологий и фракционирования плазмы крови, а также в медицинские учреждения станут внедряться современные технологии электронного здравоохранения.

Пятый проект – биотехнологии для фармацевтики.

"Данным проектом предусматривается создание в НАН Беларуси производства лекарственных средств для лечения вирусных заболеваний, сердечно-сосудистых и других заболеваний, противоопухолевых лекарственных средств на основе моноклональных антител, а также пробиотиков и биорегуляторов для контроля патогенных микроорганизмов (в том числе дезинфекции) и восстановления микробиоценозов", – рассказала Татьяна Столярова.

Шестой проект – умные города Беларуси. Представитель ГКНТ привела оценку, по которой реализация комплексных проектов позволит создать более 20 новых производств и более 2 тыс. новых (модернизированных) рабочих мест.

Где белорусский электрокар?

О перспективах всех прорывных идей не беремся судить, но отметим, что в августе 2017-го (почти шесть лет назад) белорусские власти, ранее заявлявшие о ведущейся разработке отечественного электромобиля, представили публике это чудо инженерно-конструкторской мысли.

Оказалось, что годовая плодотворная работа в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси, которые возглавляли Сергей Поддубко и Владимир Гусаков соответственно, явилась по большей части банальной установкой аккумулятора (из РФ) в серийный Geely, – седан SC7. Причем не слишком удачной.

Посему после той презентации разговоры о выпуске "белорусского электромобиля" плавно перетекли в речи об изготовлении электрокара Geely. Белорусско-китайского.

Но и этого до сих пор добиться не удалось – машины привозят из Китая, даже до отверточной или крупноузловой сборки дело не дошло.

При этом продажи Geometry исчисляются десятками, посему практически весь электрический автопарк, за десять лет выросший в десятки тысяч раз, это не новенькие Geely. А "бэушные" электрокары из США и Евросоюза.

Которые в принципе легко разобрать и посмотреть – как это (давно не чудо инженерной/технической мысли) устроено.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки