Меньше говядины, больше крупы: как за год изменились покупки белорусов

Павел Абрамович
Опубликованы данные о продаже в Беларуси продовольственных товаров за прошлый год. Сравнили, как поменялись предпочтения граждан в еде и напитках под воздействием цен и размера их кошелька.
Меньше говядины, больше крупы: как за год изменились покупки белорусов
Фото: Павел Русак/Tochka.by

Национальный статистический комитет дал информацию об объемах продаж в Беларуси некоторых товаров продовольственного сегмента за январь–сентябрь 2022 года.

В результате появилась возможность сравнить прошлогодние данные с аналогичными показателями 2021 года.

Меньше фруктов, больше свеклы

Белорусы стали покупать свежих фруктов и орехов меньше на 14%, если сравнивать продажи прошлого года с предыдущим. Белстат приводит цифры в тоннах.

При этом продажи свежих яблок снизились на 10%.

Тогда как снижение продаж в сегменте свежих овощей и грибов, при сопоставлении девяти месяцев 2021-го и 2022 годов, было незначительным – всего 2%.

Фото: Павел Русак/Tochka.by

"Лидерами" по падению продаж стали свежие томаты (на 23%) и белокочанная капуста (11%).

Продажи свежего картофеля, который считается одним из главных продуктов в рационе белорусов, уменьшились только на 3%.

Вместе с тем, по официальным данным, население покупало в январе–сентябре 2022 года больше свежих огурцов (на 3%), лука (6%) и столовой свеклы (8%).

Продажи говядины сократились на четверть

Судя по информации Белстата, мяса и мясных продуктов, опять же в тоннах, белорусы стали покупать меньше всего на сотую долю процента. Если приводить точную цифру, то на 0,04%.

Однако в разрезе позиций выясняется, к примеру, что продажи свинины в прошлом году упали на 6%, а говядины – на целых 25%, по сравнению с январем–сентябрем 2021 года.

Есть и категории, рост которых был довольно значительным.

Так, за 9 месяцев 2022 года белорусы купили больше консервов из мяса и пищевых субпродуктов на 11%.

Рыбные консервы по-прежнему в рационе

Объемы продаж рыбы, ракообразных и моллюсков изменились не так существенно в тоннах, как, например, продажи свежих фруктов и орехов. Падение в этом сегменте продовольственных товаров составило 7%.

Причем покупать собственно рыбу белорусы стали меньше на 6%, а ракообразных, моллюсков и икорных изделий – на 13%.

Фото: Павел Русак/Tochka.by

В то же время объемы продаж консервов и пресервов из рыбы, икры и ее заменителей фактически остались на уровне 2021 года – продажи уменьшились всего на 1%.

От шоколада белорусы не отказались

Ситуация с реализацией шоколада и кондитерских изделий организациями торговли также радикально не изменилась.

Так, мучных кондитерских изделий было продано в тоннах на 8% меньше в 2022 году.

Продажи сахаристых кондитерских изделий в целом снизились на 6%. Но шоколада и кондитерских изделий, содержащих какао, белорусы стали покупать всего на 1% меньше.

Масло с крупой "устроили" рост – и не только они

На рынке продовольствия Беларуси в январе–сентябре 2022 года были и такие товары, объемы продаж которых пошли только в рост по сравнению с аналогичными показателями 2021-го.

Это яйца (3% – здесь в тысячах штук, а не тоннах), сливочное и растительное масло (на 4% каждая категория), макароны (4%), мука и крупа (на 10% каждая категория), причем продажи овсяной крупы и овсяных хлопьев увеличились на 17%, а также сахар (11%).

Фото: Павел Русак/Tochka.by

Что касается сыров, то их продажи в тоннах торговые организации снизили лишь на 1%.

Детского питания белорусы купили в 2022 году меньше на 5%, чем в позапрошлом году.

Продажи слабого алкоголя взлетели

Ситуация с реализацией безалкогольных и алкогольных напитков (в тысячах декалитров) была следующей за девять месяцев 2022 года.

Продажи водки выросли на 0,2%, коньяка, коньячных напитков и бренди – 11%, ликеров и ликероводочных изделий – на 13%.

В прошлом году белорусы покупали меньше вина: игристого, включая шампанское – на 4%, виноградного – 7%, плодового – на 8%.

Продажи пива организации торговли снизили всего на 1%, а слабоалкогольных напитков, наоборот, нарастили на 37%.

В январе–сентябре 2022 года минеральной воды белорусы купили на 3%, а фруктовых и овощных соков – на 12% меньше, чем за тот же период 2021-го.

Что с планом "Купляйце беларускае"?

Приводя статистику продаж отдельных продовольственных товаров за девять месяцев 2022 года, Белстат также озвучил долю товаров отечественного производства в общем объеме продаж.

Как выясняется, белорусские мясо, сливочное масло, овсяные крупы, сахар, водка и плодовые вина практически целиком занимают рынок – на "иностранцев" приходится менее одного процента.

Фото: Павел Русак/Tochka.by

При этом яйца безраздельно "владеют" всем внутренним рынком – ровно 100%.

В то же время доля отечественных сыров на рынке составляет 94%, муки – 89%, минеральной воды – 82%, детского питания – 79%, соков – 74%, макарон – 68%, свежих овощей и грибов – 66%.

Свои яблоки "закрыли" рынок на 35%

Есть и категории, в которых белорусские продукты значительно уступают иностранным по продажам.

Так, в сегменте "рыба, ракообразные и моллюски" доля белорусских товаров составляет 44%, "гречневая крупа" – 29%, "растительное масло" – 15%, "свежие фрукты и орехи" – 10%.

При этом белорусские свежие яблоки в 2022 году занимали на рынке долю в 35%.

О том, как изменились непродовольственные покупки белорусов в 2022 году, читайте здесь.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки