Дети бывают непослушными и иногда плохо себя ведут. И частенько могут проверять родительское терпение на прочность громкими истериками, криками, плачем и требованиями дать понравившуюся вещь, что-то купить или куда-то пойти.
Иногда такое поведение даже сравнивают с первыми попытками манипулировать родителями: мол, поплачу – и все мне будет. Но детский психолог Вера Борисовец другого мнения: такое поведение детей – неумение родителей выстраивать с ними контакт.
О том, как правильно себя вести в момент, когда ребенок слишком расстроен, и что делать, чтобы избежать детских истерик, узнали у специалиста.
Маленький манипулятор?
Истерики случается у всех людей, даже у нас, достаточно взрослых и умеющих владеть своими эмоциями. Что уж говорить про ребенка, который даже не понимает, что с ним происходит и почему прямо в данный момент ему так горько и обидно.
"Дети не умеют регулировать свои эмоции – это задача родителей научить ребенка понимать, что с ним происходит и как с этим бороться. Развить тот самый эмоциональный интеллект, о котором сейчас все говорят", – уверена Вера Борисовец.
Когда ребенку очень хочется получить именно ту машинку и прямо сейчас, а она ему не достается, он не понимает, почему такое происходит. Случается разрыв между ожиданием и реальностью, он расстроен, раздосадован и его просто начинают захлестывать эмоции. Что с этим делать, малыш не знает. И он начинает пробовать различные способы получить желаемое.
"Это не манипуляция, в раннем возрасте дети еще не умеют этого делать и настолько "хитро" продумывать свои действия. Малыш просто пробует: сначала поныть, поканючить, много-много раз попросить. Не получает – обидно – плач. И если мама сдается, ребенок понимает, что это способ рабочий, желаемое у него в руках, впредь можно действовать так и дальше", – объясняет психолог.
В такие моменты маме нужно научиться правильно реагировать на требования и истерики, чтобы это не стало для ребенка нормой – получать все, что хочется, и не уметь принимать отказа.
Эмоциональный интеллект
Когда ребенок расстроен, испытывает злость и другие негативные эмоции, он понятия не имеет, что это за чувства. Ему просто плохо, он плачет, орет и капризничает. Задача родителя – объяснить.
"Объяснять – через отзеркаливание: я вижу, ты разозлился, потому что хотел эту машинку. И ребенок вскоре научиться распознавать свои чувства, а затем и контролировать их", – добавляет Вера Борисовец.
Непослушные дети
"Дети не должны быть удобными и какими-то даже аморфными. Конечно, весьма удобно, когда сказал сесть, он и сидит, куда надо, туда и пошел. Но на самом деле такой ребенок вызовет у детского психолога гораздо больше вопросов, нежели тот, которые периодически прощупывает родительские границы. Потому что это нормально: ребенок познает мир и проверяет рамки дозволенного", – говорит Вера Борисовец.
Она добавляет: непослушных детей нет. Есть родители, которые не умеют выстраивать с ними коммуникацию. Одна из таких причин "непослушания" – шаткие правила и границы, где "нет" через пару минут превращается в "ну ладно, возьми, только не реви" под напором детской истерики.
Проверка границ на прочность
Родители устанавливают правила: не есть сладкого до еды, не требовать игрушку всякий раз, когда семья отправляется за продуктами, спать в своей кровати, держаться за руку, когда переходишь дорогу и так далее. В каждой семье – свои такие границы. И важно их заранее продумать и обсудить со вторым родителем. И самое сложное – придерживаться этих правил до конца, даже когда совсем невмоготу.
"Если родитель сказал "нет", то он должен не нарушать свое же собственное установленное правило. Если ребенок один раз постучал ногами и родители сразу же сдались, то в дальнейшем малыш и впредь будет применять такие методы – они ведь работают", – говорит специалист.
Конечно, многим родителям тяжело выносить детские эмоции. И хочется любой ценой прекратить истерику – проще дать то, что ребенок хочет. Но стоит запастись терпением: мы учим маленького человека и контролировать эмоции, и понимать, что есть правила. И иногда что-то бывает не так, как хочется.
Что делать, если у ребенка истерика?
Пробуем установить контакт. Для этого обязательно садимся на уровень ребенка, а не смотрим на него сверху вниз. Можно положить руку и посмотреть ему в глаза. Важно, чтобы ребенок был готов слышать, если у него истерика взахлеб, ждем, когда чувства немного пойдут на спад.
Проговариваем ему его же чувства: я вижу, ты расстроен, потому что… И объясняем, почему его желание невыполнимо в данный момент.
Пожалеть. Ребенок расстроен. Можно предложить обнять, взять его на руки. Бывает, что дети не готовы идти на контакт. Тогда важно дать понять малышу, что вы рядом и готовы его обнять, когда он захочет. А вот отправлять ребенка "прореветься" в свою комнату не стоит. Не оставляйте его одного.
Будьте и сами спокойны. На ребенка нет смысла кричать, тем более в момент истерики. Оставайтесь невозмутимы (настолько, насколько это возможно, хотя бы внешне).
Пытаясь успокоить ребенка, не надо отвлекать его чем-то вкусненьким или сладким. Так вы приучите его заедать негативные эмоции. Ребенку плохо, причем здесь еда?
Позвольте ребенку прожить эмоции. А что значит проживать эмоции? Побыть в них, осознать. Мама находится рядом, это главное.
Если истерика случилась в магазине
Кошмар любой мамы – ее ребенок упал на пол, орет на весь магазин, стучит ногами-руками и требует купить шоколадку, новую игрушку и все сразу.
"Для начала обратиться к себе: почему это для вас такой кошмар? Откуда стыд? Так ли вам важно мнение мимо проходящей женщины и ее осуждающий взгляд или вам важнее успокоить ребенка и научить его справляться со своими эмоциями?", – начинает психолог.
Что же делать? Для начала пробуем установить контакт. Не стоит волноваться из-за внимания окружающих – эти люди забудут о вас, как только выйдут из магазина. Такое случается практически с каждой мамой, не переживайте.
Если требуемая покупка не входила в ваши планы, стойте на своем: иначе ребенок поймет, как требовать у вас желаемое и будет проделывать такой номер еще не раз.
Если контакт установить не удается и истерика только набирает обороты, просто берем ребенка "в охапку" и уходим из магазина. Как только малыш будет готов слышать вас, поговорите с ним о случившемся, спокойно "отзеркаливая" ему его же эмоции, и объясните, почему ребенок не получил то, чего требовал.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber