Эту ошибку в магазине совершает каждый: почему мы верим высоким ценам

Александр Хромылев
Колумнист Tochka.by Александр Хромылев в своем новом тексте рассказывает об ошибке мышления, о которой нужно помнить перед шопингом.
Эту ошибку в магазине совершает каждый: почему мы верим высоким ценам
Фото: ESB Professional / Shutterstock.com

Давайте познакомимся с Еленой.

"Лена очень аккуратна и дисциплинированна, всегда готова помочь тем, кто рядом. Она любит порядок и системность, внимательна к деталям. Ей немного трудно общаться с незнакомыми людьми.

У нее прекрасный слух, она почти 20 лет отдала музыке. В шкафу у Лены музыкальный инструмент и большая коробка с нотами".

Кем, вероятнее всего, работает Лена? Концертмейстером группы вторых скрипок в оркестре Большого театра или руководителем отдела поддержки клиентов в IT-компании.

Вы ошиблись, если определили Лену в оркестр. Она – руководитель отдела в IT.

Все просто. Сработала одна из ошибок нашего мышления – эвристика репрезентативности. Мы неосознанно спешим определить объект или человека в ту или иную группу на основании признаков, которые, на наш взгляд, принадлежат этой группе.

Именно спешим. Ведь достаточно сделать пару секунд паузы, чтобы понять, что на одного скрипача приходится как минимум 100 руководителей отдела поддержки клиентов. А значит, у Елены практически нет шансов работать в оркестре.

Если говорить совсем просто, эвристика репрезентативности – это наша склонность к стереотипам и ярлыкам.

Зная об этой ошибке мышления, нами можно легко манипулировать – светлый и богато обставленный офис не всегда успешная компания, аккуратно оформленный бизнес-план на дорогой бумаге – не всегда хорошее вложение, а красиво одетый человек – не всегда бизнесмен.

И самое главное, что нужно понимать перед походом в магазин. Высокая цена – не всегда высокое качество.

В 2018 году в Лос-Анжелесе шумно открылся первый в США магазин итальянского обувного бренда Palessi.

На открытие пригласили звезд YouTube, инстаблогеров и других влиятельных лиц. У каждого был шанс первым оценить и приобрести люксовую итальянскую обувь.

Текло шампанское, туфли, сапоги и босоножки по 300, 400 и 600 долларов улетали с витрин как горячие пирожки. Покупатели отмечали изысканный стиль, качество и эксклюзивность обувных мастеров из Италии.

А потом им говорили правду.

На самом деле итальянского бренда Palessi не существует. А шикарная вечеринка была частью рекламной компании онлайн магазина бюджетной обуви Payless.com. Обувь, которую гости сметали с полок по $600, на самом деле стоила $19.99.

Деньги покупателям вернули. Обувь оставили в подарок.

Видео из эксклюзивного бутика Palessi показали все крупные новостные телеканалы США. Плюс миллионы просмотров на YouTube.

Михаил Задорнов охарактеризовал бы эту ситуацию емко. В два слова. Не совсем печатные.

Но, кажется, проблема не в умственных способностях американцев, а именно в эвристике репрезентативности. О ней стоит помнить при походе в магазин.

Мы отправимся туда сегодня вечером. Вместе с Леной. Моя супруга – руководитель отдела поддержки клиентов в IT-компании. В шкафу действительно стоит скрипка и большая коробка с нотами. Когда мы встретились в 2009 году, Елена работала в Большом театре. Получается, Елене повезло.

Мне точно. Моя жена – лучшая! Без всяких эвристик.

*Напоминаем, что мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки