Людей с особенностями психофизического развития мы встречаем в кафе, на улице, а наши дети – в школе. Но часто родители не знают, как ответить на вопрос ребенка: "А почему мальчик не может ходить?"
В Беларуси за изменение отношения к правам детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию отвечает информационно-просветительская кампания "Просто дети в школе".
Она реализуется Министерством здравоохранения и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (больше информации о кампании можно найти на сайте www.prostodeti.by).
Мы попросили трех экспертов в теме инклюзии и инклюзивного образования поделиться своими рекомендациями, как простыми словами объяснить ребенку, что такое инвалидность.
Расскажите о разнообразии мира
Екатерина Филонец-Ходина – мама девочки с синдромом Дауна. Ее дочь Таня одной из первых в Беларуси с подобными особенностями пошла учиться в общеобразовательную школу. Сейчас девушка проходит профессиональное обучение по специальности швея.
Екатерина признается, что никогда не рассказывала дочери про инвалидность как таковую, а говорила о том, что каждый человек имеет свои особенности.
"Кто-то блондин или брюнет, у кого-то другой цвет кожи, кому-то легче осваивать математику, кому-то – русский язык, есть люди с талантом к музыке или танцам. Кому-то из-за особенностей здоровья сложно ходить, и он пользуется для этого специальным оборудованием, а у кого-то в крови есть лишняя хромосома – синдром Дауна. И это делает человека особенным!" – объясняет она.
Нужно говорить не про ограничения, а про уникальность – такой механизм помогает детям объяснять, что такое инвалидность.
"Да, мальчик или девочка не могут ходить, потому что у них проблемы с ножками. Могут непонятно для других себя вести – например, громко демонстрируя напряжение при аутизме. Но с ними классно дружить, они обладают другими талантами, могут быть способными художниками", – приводит пример Екатерина.
Важно говорить об этом через призму многообразия и разнообразия мира. Здорово, если родители начнут объяснять это детям с детства. А если сложно подобрать слова, можно подавать информацию через мультики, игры. Ведь сейчас есть даже кукла Барби с синдромом Дауна.
А еще, например, мультфильм "Про Диму", который затрагивает основные вопросы, касающиеся детей с особенностями, и поднимает темы дружбы, доброты и понимания.
"Важно не ограждать детей, а максимально демонстрировать разнообразие мира с самого детства. Ведь в будущем все страхи и внутреннее сопротивление перед темой инвалидности возникают от незнания", – убеждена Екатерина.
Она уверена, что понимание уникальности каждого человека формирует здоровую личность. И родители от этого только выиграют, когда столкнутся, например, с непринятием своей внешности у ребенка в подростковом возрасте, что бывает довольно часто.
Екатерина призывает не бояться отдавать детей в систему инклюзивного образования. Если они будут расти бок о бок со сверстниками с особенностями, это принесет пользу всем.
Не стоит помогать, если не просят
Заведующая кафедрой специальной и инклюзивной педагогики государственного учреждения образования "Академия образования" Антонина Змушко уверена, что такие разговоры не стоит заводить "в лоб".
"Это точно не должна быть какая-то специальная беседа из разряда «нам надо серьезно поговорить», поскольку такая подача говорит об акцентировании внимания. А сегодня инклюзия рассматривается как естественный процесс, на котором не нужно делать акцент", – поясняет она.
Если дети задают вопросы, например, увидев ребенка в инвалидной коляске, необходимо ответить честно и откровенно. И рассказать о многообразии в обществе: "У тебя есть такая особенность, а у этого мальчика или девочки другая".
Антонина Змушко напоминает: правила общения с людьми с инвалидностью в целом соответствуют общим правилам этикета. Если родители учат ребенка тому, что можно, а что неприемлемо в обществе, у него не будет проблем и в общении со сверстниками с особенностями, ведь ему не придет в голову делать то, что другому может быть неприятно.
Это касается и желания помочь человеку с инвалидностью.
"Нужно понимать, что иногда эта помощь абсолютно не нужна, она может быть даже унизительной. Объясните ребенку, что без просьбы не нужно включаться и делать что-то, о чем тебя не просили", – обращает внимание Антонина Змушко.
Например, считается неуважительным без разрешения трогать инвалидную коляску, ведь это личное пространство человека. Взрослый – это чаще всего понимает, а ребенку иногда нужно и подсказать.
Больше узнать о правилах этикета в общении с людьми с инвалидностью можно на сайте кампании "Просто дети в школе".
Никто не нуждается в жалости
Директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка Вера Хитрюк также считает, что на эту тему нужно говорить с точки зрения особенностей, которые нас как-то характеризуют. И начать можно с внешних признаков: длина волос, цвет глаз, рост и так далее.
"А потом можно объяснить: есть некоторые особенности, которые иногда ограничивают общение, взаимодействие, участие в игре, возможности самостоятельно ходить, видеть, читать", – говорит специалист.
Также она предлагает вовлекать детей в обсуждение.
"Есть дети, которые не могут ходить и бегать самостоятельно, но при этом им нужно передвигаться, чтобы бывать в разных местах, посещать школу. Поэтому человечество придумало для них разные инструменты. Например, это может быть коляска. Скажи, пожалуйста, а что еще может быть?" – приводит она пример такой коммуникации.
Родителям также важно добавить, что, когда мы встречаем человека с особенностями развития, он нуждается в поддержке. Но она может быть разной.
"Поддержка – это когда ты берешь его за руку и говоришь: «Давай вместе поиграем». Поддержка в том, чтобы поднять то, что упало, если тебя попросили помочь. Поддержка в том, чтобы спросить, куда бы он хотел пойти, и предложить: «Быть может, мы сходим с тобой вместе?»" – перечисляет Вера Хитрюк.
Важно также сформировать у детей идею: никто не нуждается в жалости. Предложите им подобрать другие слова, действия или поступки, которые мы бы хотели слышать или видеть по отношению к себе.
Спросите ребенка: "Мы бы хотели, чтобы в отношении нас говорили «ой, как его/ее жалко»? Давай лучше подумаем, как поддержать, и узнаем у другого, в какой поддержке он нуждается".
Отдельно Вера Хитрюк остановилась на том, как вести себя учителю, если в классе появился ребенок с особыми образовательными потребностями.
"Самое главное – не произносить слово «диагноз»", – уверена она.
Как правило, о том, что в классе появится ребенок с особыми потребностями, педагог узнает еще в июне.
"Сначала ему следует собрать родителей и при объявлении новости начать с Конституции нашей страны, которая гарантирует право на образование. И никто из нас не в праве отказать ребенку получать образование там, где родители приняли такое решение", – предлагает Хитрюк.
Она отмечает, что задача учителя – подумать над тем, как включить ребенка в образовательный процесс и выстроить в классе атмосферу принятия. И для этого можно использовать ресурс всех родителей. Можно так и предложить: "Давайте подумаем вместе".
Более того, стоит договориться с родителями о том, что сначала педагог поговорит с детьми, а потом сообщит в родительском чате, что и как было сказано.
И попросить родителей при общении с детьми на эту тему не отклоняться от указанного плана и формулировок.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber