До основанья, а затем: утерянные "лица" белорусской столицы

Владимир Савич
В истории каждого города есть страницы об утраченных зданиях и сооружениях, с которыми связаны целые истории. Немало их и у Минска.
До основанья, а затем: утерянные "лица" белорусской столицы
Коллаж: Tochka.by

Облик белорусской столицы все время меняется. Строятся новые здания, реставрируются старые.

И все бы хорошо, но периодически мы сталкиваемся с примерами того, как под снос попадают действительно уникальные объекты.

Корреспондент портала Tochka.by рассказывает о двух из них.

Почему автовокзал "Московский" считался самым удобным и красивым

Начнем краткий обзор с автовокзала "Московский", который располагался на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова.

Минчане и гости столицы наверняка помнят, что на этом месте долгое время был небольшой одноэтажный вокзальчик со всеми удобствами на улице, включая билетные кассы и деревянные туалеты с соответствующим амбре.

В 1990 году там началась стройка, завершившаяся через девять лет. Но ожидание того стоило!

Фото: Минск фото история новости / vk.com
Архитекторам и строителям удалось создать функциональный, удобный и весьма симпатичный автовокзал, который не просто органично вписался в ландшафт города, но и стал одним из его украшений. Неслучайно на открытие комплекса приезжал премьер-министр Беларуси. Тогда это был Сергей Линг.

На вокзале все было сделано для удобства перевозчиков и пассажиров, включая подъездные пути, стоянки, просторный зал ожидания, комфортные комнаты отдыха, кафешки.

"Московский" обслуживал витебское направление – международные, междугородные и пригородные рейсы. На его территории работали диспетчерская станция и разворотное кольцо автобусов и троллейбусов.

В СМИ его нередко называли одним из самых крупных и красивых автовокзалов Европы.

Фото: wikimedia.org

Специализированный журнал "Архитектура и строительство" в статье, посвященной открытию комплекса, писал, что "Московский" – "самый характерный объект постмодернистской архитектуры" в Минске, который представляет собой "футуристическую летающую тарелку, приподнятую десятками тонких лучей над курганом".

Журнал подчеркивал концептуальность нового автовокзала, его "монументальность, семантическое богатство, точность конструктивного исполнения, единство архитектуры и декоративного оформления".

Фото ais.by
Вполне логично, что комплекс получил диплом Всемирного фестиваля архитектуры в Болгарии и серебряную медаль Международного фестиваля зодчества 2001 года в Москве.

В 2002-м авторы проекта Николай Наумов, Леонид Волчецкий, Юрий Рушев были удостоены Государственной премии Республики Беларусь в области архитектуры.

Что построят вместо вокзала "Московский"

В 2012 году вдруг выяснилось, что автовокзал маловостребован и архитектурно не значим. Мэр белорусской столицы Николай Ладутько так и заявил: вокзал никакой не памятник архитектуры, и его снос не станет для города большой потерей.

"Пусть лучше там появятся фешенебельные административные здания современного вида, арендное жилье, спортивные объекты, торговые комплексы, транспортная развязка", – сказал председатель Мингорисполкома.

Работы по сносу автовокзала начались 10 июля 2014 года. Общественность возмутилась, граждане начали писать письма в защиту "Московского", но вопрос уже был решен.

На месте вокзала начали возводить многофункциональный комплекс "Газпром центр".

Фото: gazpromcenter.by

По плану, на земельном участке площадью 8,27 га разместятся штаб-квартира группы компаний "Газпром" в Беларуси, административно-офисные здания, гостиничный комплекс с конгресс-центром, спортивный центр, детский учебно-развивающий центр, медицинский центр, торговая улица, амфитеатр, зона отдыха для горожан, наземный и подземный паркинги.

На сайте комплекса приводится высказывание председателя правления ПАО "Газпром" Алексея Миллера о том, что "Газпром центр" сделает облик столицы Беларуси динамичнее и современнее и что он органично впишется в архитектурный ансамбль Минска.

Миллер выражает уверенность, что "новый комплекс станет для жителей и туристов любимым местом в городе".

Когда в Минске возведут "Газпром центр"

Планировалось, что строительство комплекса будет завершено в 2018 году. Не получилось.

Достоверная информация о ходе работ практически не просачивалась, но было очевидно: объект превратился в долгострой. Возвести центральное здание высотой 189 м на местном грунте оказалось очень непросто.

Стройка то притормаживалась, то замораживалась, то возобновлялась вновь.

Фото: gazpromcenter.by

Александр Лукашенко 20 мая 2021 года провел совещание по вопросам развития столицы. Среди прочего он подверг критике ход реализации значимых инвестиционных проектов.

"Хотелось бы наконец услышать от председателя горисполкома. Мы что, дальше будем терпеть этот газпромовский забор в центре Минска? Они же просили: дайте нам кусок земли, мы хотим построить красивое здание. Где это здание?" – спросил глава государства.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by

В июне 2023 года он подписал указ, утверждающий новые сроки сдачи "Газпром центра": строительные работы планируется завершить в 2027 году.

Почему вместо электростанции начали строить отель

Еще один пример утраты случился в 2011 году, когда в Минске снесли памятник промышленной архитектуры конца ХIX века. Под раздачу попало здание первой городской электростанции. Оно находилось между набережной Свислочи и цирком на проспекте Независимости.

На этом месте сейчас располагается комплекс, принадлежащий Сбер Банку. Острословы называют его "Некемпински": в память об отеле "Кемпински", который планировалось возвести еще в 2014 году, аккурат к чемпионату мира по хоккею.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
По разным причинам к планетарному первенству пятизвездочный отель не построили, но электростанцию снести успели. Бывший "хозяин" строительства бизнесмен Юрий Чиж обещал восстановить здание первой минской электростанции. Причем очень бережно, по изначальному проекту.

Специалисты пришли к выводу, что фрагменты фасадов строения имеют историческую ценность. Было заявлено, что они будут использованы при возведении нового здания, повторяющего прежнее. Планировалось, что в нем разместится кафе.

Как известно, Чиж уже давно не при делах, а долгостроящийся "Кемпински" превратился в громадный офис.

А вот с разрушенным зданием такая история. В 2016 году Минкульт признал, что восстановить его невозможно.

В декабре 2022-го из сохранившихся кирпичей воссоздали часть фасада трансформаторной подстанции. Не на прежнем месте: муляж "придвинули" ближе к сбербанковскому комплексу.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Как было заявлено на церемонии открытия, "это те же исторические кирпичи, те же исторические камни, просто покрашенные".

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by

Рядом установили бронзовый макет электростанции.

Чем знаменита первая городская электростанция

В эксплуатацию первую электростанцию ввели 12 января 1895 года. Инициатором ее строительства был тогдашний городской голова Кароль Гуттен-Чапский.

Минск стал четвертым городом империи после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, где стали использовать электричество.

Изначально станция была предназначена для освещения центральных улиц: Преображенской, Петропавловской, Губернаторской и Захарьевской (сейчас это Интернациональная, Энгельса, Ленина и проспект Независимости). Для этого использовалось 140 лампочек накаливания.

Фото: planetabelarus
Столько же лампочек потребовалось для городских кинотеатров. Осветили и дома богатых горожан.

В 1899 году электростанция получила сокращенное название "Эльвод" (электрическо-водопроводная станция). Помимо электроэнергии, она несла городу и воду из 30-метровых водяных скважин, питавших минский водопровод.

Как свидетельствуют архивы, в 1909 году электроэнергией в Минске пользовались 11 культовых учреждений, 137 магазинов, 84 частные квартиры, 16 фабрик, 8 клубов и спортивных обществ, 7 театров и кинематографов, 19 банков, 6 парикмахерских, 17 ресторанов и гостиниц, 7 учебных заведений, 4 больницы и лечебницы.

Фото: planetabelarus.by
К началу 1913 года в городе освещались 27 улиц и все скверы, а также городской сад.

Перед Первой мировой войной городские власти купили новый дизель для станции, который вскоре почему-то сломался. В 1918-м машину пытались починить кайзеровские солдаты, но безрезультатно.

В 1926 году электростанция обеспечивала электричеством весь Минск, включая множество фабрик и заводов. К станции подходила узкоколейка, по которой непрерывно курсировали вагонетки, груженные торфом.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Во время Великой Отечественной войны на электростанции трудились минские подпольщики. В октябре 1943 года инженер Волчек и рабочий Тарлецкий на время вывели станцию из строя. Фашисты их схватили и казнили. Памятная доска об этом помещена под стеклом у восстановленного фрагмента фасада трансформаторной подстанции.

После войны здание электростанции приспособили под спортивную школу. Закрылась она в 2010 году. Вскоре здание снесли.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки