Выберите градус: можно ли измерить белорусское счастье

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев усмотрел взаимосвязь между событиями в мире и статистическими данными. И решил дать ей психологическое объяснение.
Выберите градус: можно ли измерить белорусское счастье
Фото: Maridav / Shutterstock.com

Жизнь на постсоветском пространстве сегодня трудно назвать безоблачной, в том числе в наших пенатах. События 2020-го (аукающиеся до сих пор), события 2022-го (длящиеся по сей день)… Рушатся жизненные планы, тает уверенность в завтрашнем дне, надежды на лучшее будущее вспыхивают ярко, но гаснут быстро. Да и вообще, как посмотришь на все, что творится вокруг… Есть от чего пригорюниться и впасть у агульную млявасць.

Человеку с каждым днем все сложней находить себе точки опоры. Оптимисты утешаются сакраментальным "абы не было войны" и новотрендовым "у соседей еще хуже", а пессимисты отчаянно машут рукой: "Не жили счастливо, так нечего и начинать!" Но что такое счастье и можно ли вообще измерить его в каких-то релевантных единицах?

Кто-то считает, что да, можно. В некоторых странах созданы даже Министерства счастья. Например, в Бутане, маленьком горном королевстве, где практикуют тантрический буддизм. Бутан – аграрная страна, одна из наименее развитых в мире, там нет некоторых вещей, привычных для европейца, например, светофоров на улицах, а еще долго были запрещены телевидение и интернет. Зато бутанцы много времени уделяют медитации и саморазвитию. А качество их жизни определяется балансом между духовными и материальными ценностями, так что вместо валового внутреннего продукта (ВВП) в стране вычисляют уровень валового национального счастья (ВНС). Бутанское правительство регулярно мониторит, насколько счастливы граждане, спрашивая у них об этом при переписи населения.

Вопросами счастья занимается и подразделение ООН по поиску решений стабильного развития, которое с 2012-го публикует Всемирный доклад о счастье – World Happiness Report. При его составлении учитываются уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, а также косвенные показатели состояния общества: уровень доверия, великодушия и щедрости. При этом каждая страна сравнивается с гипотетическим государством Антиутопия, взятым в качестве эталона регрессии и представляющим самые низкие значения для каждого пункта.

Фото: Uuganbayar / Shutterstock.com

Но и этот доклад не поможет верифицировать нашу нынешнюю ситуацию со счастьем: с 2020-го Беларусь не участвует в опросах для World Happiness Report. Последний раз они у нас проводились в 2019-м, и на основе этих данных страна задержалась в рейтинге на скромном 65-м месте. Самая же высокая строчка, на которой мы находились когда-либо, – 59-я. А вот наши соседи литовцы сегодня на 20-й позиции, причем с 2017-го они поднялись на целых 30 строчек.

Наш литраж

Что ж, коли нет официальных, научно обоснованных выкладок, попробуем найти неофициальные и не вполне научные. Что делает человек, когда он несчастлив? Правильно: пытается устранить причину несчастий, а если это невозможно, стремится сгладить их последствия. Исторически сложилось так, что белорусам сподручнее действовать по второму сценарию, нежели по первому.

Сглаживать душевный негатив можно по-разному: заниматься творчеством, отвлечься на какое-то хобби, уехать за границу, накушаться шоколада, в конце концов. Но самый быстрый, хотя и не рекомендуемый Минздравом способ – заглянуть в стакан. К нему прибегают, когда уже не помогают ни хобби, ни шоколад.

Беларусь долгое время была мировым лидером по потреблению спиртного. В мае 2014-го года ВОЗ опубликовала "Глобальный доклад о положении в области алкоголя и здоровья", из которого следовало, что жители нашей страны потребляют в год в среднем 17,5 литра чистого спирта.

Правда, в Минздраве тогда заявили, что доклад ВОЗ не объективен, а уровень потребления алкоголя в республике составляет 11,14 литра на душу населения. Но, оказалось, все дело в методике подсчета: ВОЗ считает только лиц старше 15 лет (что, в общем-то, логично в случае с алкоголем), а белорусские специалисты включают в расчеты всех жителей страны, от младенца до старца.

Уж не знаю, какие халай-махалай были проделаны после того скандального доклада, но в последующие годы уровень потребления спиртного в Беларуси упал даже по статистике ВОЗ: уже к 2016-му году белорус выпивал в среднем 11,2 литра на человека. Страна тогда заняла 27-е место в мировом рейтинге.

Национальная статистика оказалась еще более оптимистичной: менее девяти литров спирта на человека. Хотя по некоторым позициям Беларусь все равно оставалась лидером. К примеру, в рейтинге ВОЗ за 2018-й год она заняла первое место в мире по потреблению крепких напитков.

Последние сведения можно почерпнуть из "Доклада о состоянии здравоохранения в Европе", сделанного ВОЗ в 2021-м году на основе данных 2019-го: в нем сказано, что белорусы в год выпивают 11 литров чистого алкоголя. Но "чистый алкоголь" – категория растяжимая, национальную структуру и динамику алкопотребления из нее уразуметь трудно. Здесь важнее знать статистику продаж, а она в последнее время довольно-таки занятная.

По информации Нацстата, белорусы стали меньше пить дешевых "чернил": их продажи в 2022-м упали на 10% по сравнению с 2021-м (а по сравнению с 2017-м – на 28%). Зато на 8% выросло потребление коньяка, коньячных напитков и бренди, а ликеров и ликеро-водочных изделий – на целых 15% (по сравнению с 2017-м так и вообще на 89%).

Но самый высокий рост продаж в прошлом году показали слабоалкогольные напитки – всевозможные кулеры и джин-тоники: их потребление увеличилось на 35%, а по сравнению с 2017-м выросло более чем в 4 раза. На эти цифры я рекомендовал бы обратить отдельное внимание – и вот почему.

Фото: View Apart / Shutterstock.com

Напитки с низким содержанием алкоголя – это напитки, так сказать, первого выбора. Чтобы поднять настроение, люди, не имеющие алкогольного опыта, редко прибегают сразу к "ядерным" вариантам. Человек, не знакомый с питейными практиками и не стремящийся "напиться и забыться", а просто желающий снять эмоциональное напряжение и тревогу, сгладить психологическую раздрыгу после очередных плохих новостей, купит не бутылку сорокоградусной, а баночку коктейля.

Резкий рост потребления именно этих напитков – явный показатель растущей заинтересованности в алкоголе среди населения страны, а также косвенное подтверждение того, что у белорусов продолжает повышаться уровень психологического дискомфорта и снижаться уровень счастья. Ведь счастливому человеку не нужен допинг – ему и так хорошо. Не каждый ведь, как бутанец, приучен к буддизму и медитации.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки