Хрупкая женщина с железным характером: какой была Татьяна Лиознова

Владимир Савич
К 100-летию режиссера "Семнадцати мгновений весны" вспоминаем самое интересное из ее биографии.
Хрупкая женщина с железным характером: какой была Татьяна Лиознова
Татьяна Лиознова. Фото: Валентин Мастюков / ТАСС

Коллеги называли ее "железной леди" советского кинематографа, потому что она была женщиной нрава крутого: строгой, требовательной, бескомпромиссной.

Еще и фильм какой сняла! О советском разведчике, который был внедрен в высшие эшелоны власти нацистской Германии, распутывал хитроумные планы врага и так красноречиво молчал.

Для многих телезрителей Татьяна Лиознова именно так и воспринимается. Как режиссер, снявшая самый главный сериал времен СССР – "Семнадцать мгновений весны". Об остальных ее трудах вспоминают реже.

В день векового юбилея Татьяны Михайловны Лиозновой портал Tochka.by рассказывает о ней и ее работе в кино.

Почему с Лиозновой многие ссорились

Сначала было слово. Точнее, книга Юлиана Семенова, прочитав которую Лиознова позвонила автору и заявила, что хочет снять по ней фильм. Тот ответил, что сценарий уже написан и лежит где-то на студии "Ленфильма". Лиознова уговорила, чтобы разрешили съемку именно ей.

Но потом она проявила характер: начала переделывать написанное, добавляя в сюжет новые сцены. В основном лирические. Ей хотелось "очеловечить" сурового Штирлица.

Татьяна Лиознова на киностудии имени Максима Горького. 1972 год. Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
Это категорически не понравилось Семенову, они начали выяснять отношения и в конце концов рассорились.

Затем на нее обиделись военные. За то, что преувеличила роль в победе именно разведчиков. В ответ Лиознова добавила в картину побольше хроники времен Великой Отечественной. Претензий стало меньше.

В главной роли она хотела снять Арчила Гомиашвили, который тогда за ней ухаживал. Но худсовет отверг актера с ярко выраженной кавказской внешностью. Гомиашвили осерчал, что Лиознова его не отстояла.

А Штирлица блестяще сыграл Вячеслав Тихонов, который наблюдал, размышлял, писал, разговаривал, звонил и всего один раз выстрелил.

Как снять детектив без погонь

В "Семнадцати мгновениях весны" действия разворачиваются неторопливо, совсем не так, как в знаменитой "Бондиане", но зрителю трудно оторваться. В сериале нет супермена, погонь, головокружительных прыжков, но есть внутреннее напряжение и вдумчивый рассказ о живых людях, с их сомнениями и переживаниями.

Татьяна Лиознова на площадке фильма "Семнадцать мгновений весны". 1972 год. Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
Татьяна Лиознова и фашистов сняла не карикатурными, а умными и изворотливыми. Как она потом рассказывала, таковой оказалась просьба председателя КГБ Юрия Андропова. Он считал, что важно было продемонстрировать – война шла с серьезным и профессиональным противником. У Лиозновой это получилось.

После выхода фильма всех, кто в нем снялся, накрыла слава. Беспрецедентный факт, но с момента премьеры сериал показали по телевидению еще раз через три месяца.

В 1976 году создатели картины были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Особый почерк Лиозновой

Так и повелось в сознании абсолютного большинства людей: Татьяна Лиознова – это "Семнадцать мгновений весны". А ведь она сняла еще восемь фильмов. Самые известные из них: "Три тополя на Плющихе", "Мы, нижеподписавшиеся", "Карнавал".

Съемки фильма "Конец Света с последующим симпозиумом". 1986 год. Фото: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС
Картины совершенно разные. Мелодрама, остросоциальная производственная драма и мюзикл. Но во всех фильмах виден почерк Лиозновой: это всегда попытка понять мотивы поступков людей, их эмоции, внутренний мир.

И, конечно, песни, которые цепляют и теребят душу. В "Семнадцати мгновениях весны" – "Песня о далекой Родине" в исполнении Иосифа Кобзона, в "Трех тополях на Плющихе" – "Нежность", которую пронзительно спела Татьяна Доронина.

Этому Татьяна Михайловна научилась у знаменитого режиссера Сергея Апполинариевича Герасимова, который вел курс во ВГИК, а затем взял ее к себе в помощники.

V съезд кинематографистов СССР. 1986 год. Фото: Александр Коньков / ИТАР-ТАСС
Когда Лиознову спрашивали, почему выбрала такую "мужскую" профессию, отвечала, что в ее жизни, наверное, всегда не хватало мужского присутствия: "У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана".

В одном из интервью Татьяна Лиознова призналась, что она каждый раз пробивала себе дорогу сама:

"Я не так уж много сняла. Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю. «‎Карнавал» – фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя".

Жизнь Татьяны Лиозновой

Будущий режиссер родилась в Москве. Во время войны была эвакуирована в Свердловск.

После школы поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись один семестр, бросила его.

В 1943 году поступила во ВГИК. Ее едва не отчислили в самом начале учебы, сославшись на то, что у девушки мало жизненного опыта. Однако Татьяне удалось переубедить педагогов, продемонстрировав свои учебные работы.

Татьяна Лиознова отмечает свой 80-летний юбилей. 2004 год. Фото: Эмиль Матвеев / Итар-ТАСС
Кстати, танец Кармен из ее курсовой затем использовал режиссер Сергей Герасимов в фильме "Молодая гвардия".

Окончив институт, Татьяна начала трудиться на киностудии имени Горького, но попала под раздачу из-за "пятой графы": в стране проводилась кампания "по борьбе с безродным космополитизмом".

Но кино все же не бросила: бралась за любую работу. Сигналила о начале съемок хлопушкой, трудилась осветителем, монтажером. В конце концов ее взяли вторым режиссером.

Первой работой стал фильм "Память сердца" об английском летчике, сбитом над советской оккупированной территорией. Его выходила сельская учительница, отвела к партизанам. После войны англичанин вернулся в СССР и узнал, что его спасительница погибла. Это если коротко.

После "Памяти сердца" Татьяна Лиознова закрепилась в режиссерских рядах. Но она не только снимала кинофильмы: в ее послужном списке есть несколько спектаклей.

Некоторое время преподавала. Говорила, что ей очень нравилось работать со студентами. Хотя по-прежнему была требовательной, жесткой и бескомпромиссной. Маленькая хрупкая женщина держала всех в ежовых рукавицах.

Татьяна Лиознова умерла 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительной болезни.

>>> Больше новостей – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки