Среди зданий советской эпохи в центре Минска сохранились редкие "жемчужины" дореволюционной постройки. Такие дома выделяются среди прочих, и распознать характерный стиль можно почти сразу. Это модерн, "захвативший" Европу еще в конце 18 века.
К сожалению, после войны все сооружения в этом стиле пережили реконструкцию, если не реинкарнацию. Однако современным архитекторам удалось в деталях восстановить разрушенное, благодаря чему жители и гости столицы могут лицезреть архитектурное наследие модерна.
Гостиница "Европа"
Свое существование гостиница "Европа" начала еще в конце 19-го века, правда, в модерн она была преобразована пару десятков лет спустя. Все из-за пожара, который полностью разрушил здание.
Постройка выросла до шести этажей (сейчас их уже семь). По тем временам здание считалось высоткой – дома тогда строились преимущественно в три-четыре этажа. Но "Европа" носила гордый статус гостиницы, так что механики даже установили здесь лифт, который позволил развозить гостей и их багаж.
Сейчас здание практически ничего общего с первоначальной версией не имеет, но стилистика модерна на современный лад считывается сразу. Во-первых, скругленный угол фасада – такой прием часто прослеживается в этом архитектурном стиле. Во-вторых, архитекторы воссоздали лепнину, правда, не так много, как ранее. Ну и балконы разной формы – модернисты любили "поиграться" с силуэтами, поэтому в таких постройках зачастую преобладает буйство различных геометрических фигур и асимметрия.
Адрес: Интернациональная, 28
Дом Костровицкой
Дом Костровицкой – такое название он получил в честь владелицы – возвели в начале прошлого века на улице Магазинной (нынешней Кирова). Что тогда, что сейчас здание выделяется ярким пятном на фоне своих соседей.
Первое, на что хочется обратить внимание – цветовая палитра. Фасад дома выполнен из оранжевого кирпича, а белые орнаменты в виде ломаных линий создают необычный акцент. Далее в глаза бросается форма фасада: постройка состоит из трех частей разной высоты, а угловая выполняет роль центра всей конструкции. Выделяется она своей высотой, а на уровне второго этажа срезан угол и сооружен эркер (часть здания, что выходит из плоскости здания).
Рассматривать дом Костровицкой можно очень долго. Объект сочетает в себе необычные формы, преимущество "отдано" трапеции. Окна, карнизы и даже орнамент на фасаде будто пытаются воссоздать эту форму.
Особое внимание архитектор Оттон Краснопольский уделил внутренней отделке – подъезды являются прямым продолжением стилистической задумки, поэтому даже внутри можно встретить асимметричную лестницу и "буйство" трапеций.
Адрес: Кирова, 11
Дом Лившица
Проходя по Интернациональной улице невозможно не обратить внимание на еще один яркий пример работы в стиле модерн – дом Лившица. Это здание в голубых тонах принадлежит к архитектурному стилю начала 20 века.
Окна первых двух этажей – лучковой формы (с закругленной верхней частью и прямыми боковыми сторонами). Окна последнего уровня – прямоугольные. Дом имеет относительно симметричную структуру – тройка балконов распределена равномерно, а верхушку украшают три фронтона, на центральном указан год постройки – 1913.
Модерн "любит" сочетать в себе несочетаемое – это и есть отличительная черта стиля. Поэтому главный акцент здания – контраст броского синего цвета с приглушенным серым. Фактуру такой прием тоже не обошел стороной: гладкое чередуется с шероховатым и даже с грубоватым, почти неотесанным камнем.
Некогда жилой дом сейчас превратился в офисное здание, но на внешней "оболочке" это никак не сказалось.
Адрес: Интернациональная, 16
Дом Свенцицкого
Дом Свенцицкого – наследие модерна на улице Карла Маркса. Он не выделяется цветовой палитрой, но узнать принадлежность к стилю можно по уже знакомым формам и асимметрии.
Постройка делится на два блока высотой в три и четыре этажа. Решение обусловлено рельефностью, ведь дом расположился на горке. Но разноуровневость не в новинку для модерна, поэтому такую конструкцию можно запросто встретить и на ровной плоскости.
Фасад дома украшен декоративными узорами на растительную тематику. Это и виноградная лоза, что обвивает прутья балконов, и лепнина над окнами. А в центре, на уровне четвертого этажа установлена ваза, украшенная лепкой – такие элементы сейчас редко можно встретить. В квартире на четвертом этаже, кстати, в свое время жил именитый белорусский автор – Петрусь Бровка. Сейчас там располагается музей, который можно посетить в любое время, заодно попав внутрь подъезда и оценив модерн в мелочах.
Адрес: Карла Маркса, 30
Дом Козиной
Это здание сложно причислить к какому-то конкретному стилю, но отголоски модерна тут считываются сразу. Одна из отличительных черт – растительная тематика в оформлении, которая выражается в декоративных листьях над окнами. Как можно заметить, модернисты любили использовать в своих работах природные мотивы.
Еще одна характерная черта для направления, что нашла свое отражение в постройке – балконы необычных форм. Хоть они и симметричны в своем расположении, их сложно охарактеризовать конкретной фигурой. Игра с формами коснулась и окон, чередующихся между собой: то круглые, то квадратные.
Конечно, до войны дом был более "насыщен" декоративными элементами – когда-то тут даже были фрески. Сам объект имеет богатую историю, ведь построен он был еще в конце 19-го века.
Это одно из первых зданий в Минске, где начали применять архитектурные решения в стиле модерн. В свое время здесь располагались и женская гимназия, и железнодорожная школа, и даже полицейский участок.
Адрес: Кирова, 5
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber