Ускользающая красота: наследие монументального искусства в Минске

Лера Нигальчук
Как создавались масштабные произведения искусства в СССР и какие из них еще сохранились – рассказываем в этом тексте.
Ускользающая красота: наследие монументального искусства в Минске
Фото: moments_of_monumental / Instagram

Сохранившиеся в Минске до наших дней произведения монументального искусства превратились в настоящее архитектурное наследие, хотя бы потому, что в нынешние времена сотворить нечто подобное, да еще и в таких масштабах, вряд ли удастся.

Монументализм – один из столпов советского творчества, который охватывает множество направлений: от витражей и мозаики, до сграффито и энкаустики. И всегда это произведения больших форм, выступающие в синтезе с архитектурой, рассчитанные на массовое восприятие.

Во времена СССР задача такого творчества заключалась не только в том, чтобы радовать глаз советского жителя, но и выполнять функцию рупора режима. Столь грандиозные произведения оказывали сильное воздействие на смотрящего, а внешний вид изображения проходил множество этапов согласования.

Сейчас, когда советское прошлое уже осталось позади, мы можем наслаждаться монументализмом в целях творческого просвещения. Но, к сожалению, за ненадобностью многие такие объекты безвозвратно исчезли.

Витражное искусство

Витражные картины начали появляться на просторах Советского Союза еще в 30-х годах прошлого века. Идеологическая направленность захватила все сферы искусства, поэтому монументальные композиции в то время выполнялись в стиле соцреализма.

Но расцвет этого направления пришелся уже более позднее время – 60-70-е годы. До сих пор в Минске остались яркие экземпляры витражных картин, которые многие знают не понаслышке.

Например, панно из цветного стекла на фасаде кинотеатра "Пионер" на научно-фантастическую тематику, которое имеет свой подтекст. Ведь пионеры – это первопроходцы во всех сферах времен СССР: от космоса до искусства.

Сейчас витражные картины уже не так заметны неискушенному взгляду, сливаясь с фасадами современных зданий. Абстрактная композиция на входе в здание библиотеки имени Пушкина на улице Гикало – остекление не бросается в глаза до тех пор, пока вплотную не подойдешь к зданию. Кстати, несмотря на то, что здание было построено в 1970-х, витражи появились там только спустя 20 лет.

Мастерство Гавриила Ващенко

Еще один яркий объект – витражи на окнах красного костела, который в советское время был переоборудован в "Дом Кино".

Художник Гавриил Ващенко проделал колоссальную работу, ведь уже архитектурно сложившемуся культовому зданию нужно было придать светский окрас. По колориту все витражи цветисты, но в то же время благородны. Оттенки синего с всплесками красного и белого рождают у зрителя ассоциации с белорусским народным орнаментом.

Г. Ващенко. Витражная роза в Доме Кино в Минске. 1973 год
Сам художник внес большой вклад в развитие монументального искусства. Ващенко работал в разных техниках, и его работы до сих пор украшают различные здания столицы.

Гавриил Ващенко в мастерской, 1975. Фото: artkurator.com
Витражи и рельефы его авторства красуются в кинотеатре "Москва", а его панно "Просветители" в лицее БГУ представляет собой одно из крупнейших в Беларуси произведений в технике энкаустики (живопись расплавленными с воском красками). В этой работе представлена история белорусской культуры через личности известных отечественных гуманистов, чье творчество и идеи обогатили науку и культуру Беларуси.

Мозаичные панно, которые еще можно лицезреть

Мы уже рассказывали о мозаиках, сохранившихся в Минске, но не упомянуть данный вид творчества в этом тексте было бы преступлением.

Картины из смальты – неотъемлемая часть монументального искусства, рассвет которого остался далеко в прошлом. В свое время именитые мастера трудились над созданием этих творений: Кищенко, Кузнецов, Ващенко, Счастная – список фамилий можно продолжать долго. Однако некоторые работы так и остались без авторства.

Зачастую такие композиции поджидают в самых неожиданных местах: на фасадах подъездов, в школах, на заводах. Локации, сохранившиеся с советских времен, которые пока что не нуждаются в восстановлении. Ведь в противном случае их скорее всего просто заменят.

Из всей столицы Советский район поистине можно назвать "заповедником" монументального искусства. Вот несколько ярких примеров:

  • Мозаика на подъездах жилого дома на ул. Веры Хоружей, 16 отображает мир вокруг нас – животные, птицы и даже научные достижения тех времен.

  • Панно с Лениным на улице Старовиленской на здании фабрики "Алеся" с вполне себе понятным посылом. Это, кстати, одна из самых старых мозаик, сохранившихся в Минске.


  • Мозаика с голозадым малышом на стене яслей-сада №129. Такое оформление дошкольных заведений не редкость. Однако произведение выделяется выкладкой плитки под разным углом.


  • Еще один дом, фасад которого украшен смальтой, расположен по адресу ул. Кульман, 15. Здесь мозаикой выложены номера подъездов. Некоторые куски отвалились, а на самих изображениях видны следы от расклеенных объявлений.

Каждому дому культуры по монументальной картине

Вообще, монументальные картины создавались из самых разных материалов, включая кирпич и дерево. Такие объекты зачастую располагались во дворцах культуры, но только считанные единицы сохранились до сегодняшних дней. Например, панель из дерева в ДК "МАЗ". Эта масштабная картина растянулась на всю стену на втором этаже – не заметить ее невозможно.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by

Мозаика из смальты раньше была и в ДК Камвольного комбината, но при реставрации здания композицию сохранить не удалось. Еще одна энкаустика "Моя Родина" канула в небытие во дворце культуры Железнодорожников в 2019 году.

Вместо вывода

В своих работах белорусские мастера часто отдавали предпочтение национальному колориту и подчеркивали это в своих работах. Зачастую, показывая жизнь советской Беларуси, они стремились раскрыть эту тему в обобщенных образах, не лишая при этом их живых индивидуальных характеристик.

Памятники монументального искусства можно найти по всей Беларуси – от областных до небольших городов. Где-то сохранились крупные произведения, а где-то – совсем небольшие элементы, напоминающие о существовании советской эпохи. Несмотря на это, в каждом изображении прослеживается свой необычный стиль, отражающий влияние того времени, когда оно появилось.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки