Белорусский колорит в оформлении станций минского метрополитена

Лера Нигальчук
Рассказываем, как появлялись первые станции метро в Минске и чем вдохновлялись архитекторы.
Белорусский колорит в оформлении станций минского метрополитена
Фото: Лера Нигальчук

Метро в белорусской столице открылось в середине 80-х и продолжает развиваться до сих пор. Не последнее место в формировании облика города занимает оформление подземных станций. Декор каждой выполнен в своей стилистике и посвящен определенной теме. А еще благодаря внешнему виду можно определить, к какому периоду времени относится станция.

В этом материале мы пройдемся по некоторым залам вдоль Московской и Автозаводской линий, которые открывались с промежутком в шесть лет.

"Площадь Якуба Коласа"

"Площадь Якуба Коласа" – одна из самых оживленных станций метро Московской линии, по потоку людей она уступает разве что "Октябрьской". Открывалась она в 1984 году в составе первого участка.

Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by

Светлая платформа украшена золотистыми колоннами, вдоль которых расстилается узор, стилизованный под белорусский орнамент. В центре – тематические изображения сцен из народной жизни, которым в том числе много внимания в своем творчестве уделял Якуб Колас: сбор урожая, празднование Купалья, свадьба и другие.

Такое оформление заметно выделяется на фоне следующих остановок – "Площадь Победы" и "Октябрьская", которые выполнены в единой стилистике.

Оформлением станции занимались художники Геннадий Жарин и Юрий Богушевич. В процессе реализации пришлось нелегко – "сверху" постоянно порывались внести изменения.

Например, ради экономии для колонн предложили использовать темный гранит. Допустить это было нельзя – сама по себе станция низкая, такое цветовое решение визуально "украло" бы еще часть пространства.

К счастью, мастерам удалось отстоять первоначальную идею, и станция стала не только оживленным пунктом транспортного назначения, но и частью культурного наследия Минска.

"Московская"

Эта станция метро, безусловно, заслуживает внимания, не зря "синяя" ветка носит то же название. Кстати, первые два года после открытия "Московская" была конечной, пока за ней не вырос "Восток".

Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by

Название дано в честь несуществующей магистрали. Дело в том, что Ленинградский проспект (нынешний Независимости) хотели переименовать в Московский. Но планам так и не суждено было сбыться.

Зато с тематикой оформления долго решать не пришлось: "Москва – столица СССР". Позже архитектор станции Лев Погорелов удостоился награды за этот проект.

Перронный зал украшен множеством рисунков из мрамора, на которых изображены достопримечательности Москвы: Кремль, Большой театр, мавзолей Ленина и другие. Вся эта композиция формирует масштабное панно, выполненное в технике флорентийской мозаики.

Вдоль станции расположены колонны, которые, как и стены, облицованы белым мрамором. Такой цвет в сочетании с золотистыми отливами выбрали не случайно: так воссоздавали образ златоглавой и белокаменной Москвы.

На первый взгляд, платформа выглядит неброско, но если начать присматриваться, то можно потеряться во времени, разглядывая детали.

"Институт Культуры"

"Институт Культуры" 28 лет являлся конечной остановкой "синей" ветки. Станция отличается не только дизайном, но и формой. Это односводчатая платформа, что защищает станцию от грунтовых вод.

Потолок имеет закругленную форму, что визуально увеличивает объем пространства. Благодаря этому станция кажется больше.

Оформление соответствует названию, данному в честь расположенного рядом Института Культуры. Выбранная художниками тема характеризует расцвет культуры во времена БССР.

Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by

Станция разделена блоками из литого желтого, оранжевого и красного стекла, по центру которых – хрустальные люстры "Неман". Стены облицованы светлой краской для создания контраста.

Секции свода плавно опускаются с потолка в путевые стены, на своде – изображения различных видов белорусского искусства.

"Купаловская"

Станция метро "Купаловская" – центральная станция Автозаводской линии. Свое название она получила в честь белорусского классика Янки Купалы и театра его имени, расположенного неподалеку.

При создании проекта архитектор Евстафий Леонович и художник Валерий Довгало вдохновлялись произведениями белорусского автора.

Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by

На первый взгляд, станция выглядит скромно и не наводит на мысль о белорусском лирике. Но мастерам удалось передать свой посыл в мелких деталях.

Например, по всей длине станции расположены вставки из стекла золотистого и болотного оттенков. Они переходят со стен через карниз на поверхность свода, разделяя металлические вставки, стилизованные под золото.

А торцы платформы украшены изображением все из того же литого стекла, но уже с большим количеством оттенков. Собранная из мелких кусочков, композиция напоминает элемент белорусского орнамента.

Кстати, долгое время эти вставки были скрыты за побелкой, а подсветка на витражах не работала. Лишь недавно недочеты устранили, и теперь можно разглядеть всю красоту "Купаловской".

"Фрунзенская"

Последняя станция, открытая в составе первого участка Автозаводской линии, до 1995 года была конечной.

Сама "Фрунзенская" построена по типовому проекту односводчатой станции. Целью в оформлении была простота и лаконичность – и у архитекторов прекрасно получилось воплотить это в реальность. Но, несмотря на скромность в дизайне, "Фрунзенская" имеет свою изюминку и элементы, на которые стоит обратить внимание.

Само пространство перронного зала украшено карнизами в зоне движения поездов – вставки из латуни в цвете золотистого металла отлично разбавляют облицовку из белого мрамора и серого гранита. В этих карнизах и спрятано освещение, которое мягко рассеивается по всей площади.

Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by
Фото: Лера Нигальчук / Tochka.by

Еще однин яркий элемент – монументальные композиции на торцах станции авторства Владимира Целепнева и Леонида Зильбера.

Восточная сторона изображает исторические события – изгнание Мамаева войска. В центре фигура спасительницы "Мать Беларусь". С противоположной стороны – еще одна композиция на историческую тему, но уже о событиях гражданской войны – с красноармейцем на коне в центре.

Объемные изображения выполнены из латуни. Они придают "Фрунзенской" смысловую завершенность.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки