"На ростанях": как хорошела площадь Якуба Коласа в Минске

Николай Михновец
Бывшая когда-то окраиной, эта точка на городской карте теперь одна из самых гармоничных в городе.
"На ростанях": как хорошела площадь Якуба Коласа в Минске
Коллаж: Tochka.by

Кажется, классик белорусской литературы сам предопределил место, которое назовут его именем. Одно из знаковых произведений Якуба Коласа – эпическая трилогия "На ростанях".

Так называют место на развилке дорог. Площади недалеко от Комаровки это очень подходит, и чего-то похожего в столице больше нет.

Над своим главным произведением литератор работал фактически всю свою творческую жизнь.

Что интересно, отдельным изданием оно вышло только в 1955 году: за год до смерти автора и до того, как Комаровскую площадь на одноименной развилке назвали в его честь.

На распутье

Можно сказать, что в конце 1930-х "Комаровскую развилку" и слияние Борисовского и Логойского трактов архитектурно зафиксировал построенный здесь институт физкультуры.

Сейчас он выглядит естественно, но тогда выделялся на фоне деревянных изб.

Фото: Ефим Лившиц / "Минск. Послевоенный опыт реконструкции и развития", 1966
Еще в 1929-м на современном проспекте Независимости проложили трамвайную линию, которая впоследствии "перебралась" на улицу Якуба Коласа.

В 1939–1940 годах архитекторы М.Муравьев и А.Климов предложили проекты застройки Комаровской площади. Но планы пришлось отложить из-за Великой Отечественной войны.

А после ее окончания больше внимания уделяли той части Минска, которая была ближе к вокзалу.

Фото: Национальный исторический музей / "Минск. ХХ век в фотографиях, графике, живописи"
Несмотря на изношенность деревянных домов, они наполняли восстанавливаемый и растущий город еще долго. Это было связано с квартирным вопросом послевоенных лет.

Новая земля

Только в 1950-е площадь начали застраивать по проекту архитекторов М.Барща, Л.Аранаускаса и Л.Мацкевича.

Фото: Минск Фото История Новости / vk.com
В 1953 году здесь пустили первый троллейбус: маршрут №1 соединял вокзал и парк Челюскинцев.

Уже после 1956-го, когда площадь нарекли в честь литератора, возвели своеобразные "ворота": корпус полиграфкомбината имени Якуба Коласа и завод электронных вычислительных машин имени Серго Орджоникидзе.

Фото: Журнал "Строительство и архитектура Москвы". Февраль 1982 года. Выпуск №2
Чуть ранее по другую сторону от института физкультуры построили жилой дом для работников завода "Ударник". Рекламное место на его крыше в советское время занимала надпись: "Междугородные разговоры с квартирных телефонов в кредит".

В 1962 году открылся магазин "Столичный", а в 1963-м в эксплуатацию ввели здание филармонии.

Фото: Карл Миданс / Google Cultural Institute
Еще через год завершилось строительство ЦУМа. Для его возведения понадобилась определенная смекалка. Длины стрелы башенного крана не хватало для такого большого здания квадратной формы. Его решили смонтировать внутри строящегося объекта, чтобы подъемник охватывал все четыре стороны.

Фото: ЦУМ вечером / "Советский союз. Геогр. описание в 22 томах. Белоруссия"
Старожилы помнят, как ближе к институту физкультуры в год карибского кризиса установили скульптуру "Мирный атом".

Фото: Минск Фото История Новости / vk.com
Она утратила актуальность спустя 10 лет, когда к 90-летию мастера слова, в 1972-м, поставили памятник Якубу Коласу, а по разные стороны от него увековечили персонажей известных произведений: Сымона-музыку и Деда Талаша.

Фото: Книга "Город-герой Минск" "Стройиздат" 1976 год
В 1970-е на башне полиграфкомбината установили экран, на котором бегущей строкой передавались новости о жизни Минска и страны. В 1990-е световую "газету" демонтировали.

Самый центр

Площадь Якуба Коласа, возможно, самая гармоничная в Минске. Ее архитектурный ансамбль оформился в 1964 году и за 60 лет глобально не менялся.

Единственным серьезным вмешательством стала реконструкция ЦУМа в 1990-е. Центральный универсальный магазин подрос на три этажа и расширился у основания.

Диспетчерская станция для городского транспорта трансформировалась в парковку и стоянку такси, которые со временем "переехали" на противоположную сторону.

Фото: Петр Кострома / minsk-metro.net
В 1976 году на площади начали строить метро. Станция "Площадь Якуба Коласа", одна из самых загруженных в Минске, открыла двери для пассажиров в 1984-м. Сегодня она может похвастать особой атмосферой, создаваемой уличными торговцами и музыкантами.

Фото: tsum.by
У своих величественных соседей площадь Якуба Коласа выигрывает географически. Отсюда легко можно добраться как до вокзала, так и до Уручья. А ведь когда-то эта территория считалась окраиной.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by
Фото: Павел Русак / Tochka.by

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки