От искусства до распутства: молодые люди создали уникальное медиа о театре

Евгения Соколова
Ксения и Николай считают, что сейчас на сцене не хватает искренности. Режиссер должен разговаривать с аудиторией честно и прямо.
От искусства до распутства: молодые люди создали уникальное медиа о театре
Коллаж: Tochka.by

Выпускники журфака БГУ Николай Костюков и Ксения Зарецкая создали необычный подкаст, посвященный белорусскому театру. Назвали его "Контровые".

Что не так с отечественными спектаклями и почему обсуждать в выпусках секс и смерть совершенно нормально, ребята рассказали корреспонденту Tochka.by.

Секс и смерть – это азы

Режиссер Евгений Корняг как-то сказал: "Если хочешь быть востребованным, ставь спектакли о сексе и смерти». Эта мысль в полной мере отразилась в самом первом выпуске "Контровых".

"Мы тогда только появлялись в информационном пространстве, и первый эпизод должен был «зацепить» людей. Поэтому мы делали ставку на дерзость", – поясняет Коля.

Также в своих выпусках ребята анализировали трилогию "Песні ў адной дзеі", монотеатр, пластический театр, резонансные случаи смерти актеров на сцене и т.д. А один из эпизодов и вовсе был записан в поезде на обратном пути из Гомеля, где собеседники смотрели спектакль, – на фоне можно услышать динамичный стук колес.

"«Фишкой» нашего подкаста, как по мне, является неформальная атмосфера, то, что мы обсуждаем темы, связанные с театром, без лишнего снобизма, с шуточками и свежим взглядом на спектакли современников", – считает Ксения.

Фото предоставлено героями материала
По мнению девушки, о театре принято говорить возвышенно, а "Контровые" врываются в медиа с ноги: они откладывают в сторону методички, запасаются юмором и делают слушателя сопричастным к тому, что происходит в выпуске.

"Мы не позиционируем себя как профессиональных критиков. Но при этом научились разбираться в том, о чем говорим. И еще в своей работе мы не отрицаем прошлое, но при этом не говорим о нем. Если ты банально не видел ушедшие в небытие постановки, ты не можешь сказать о них что-то конструктивное", – делится Николай.

Конфликт с белорусским критиком

Создатели любого проекта рано или поздно сталкиваются с хейтом: иногда он принимает форму обоснованной критики (и такие комментарии "Контровые" ценят), в других же случаях становится происками "диванных критиков" или чистой вкусовщиной.

"Под одним из постов в Instagram нам, например, посоветовали поработать над стилем. Мол, использованные в тексте выражения звучали как штампы. Но данная стилистика была уместна в рамках направленности, на которой мы остановились", – поясняет Коля.

Еще у ребят случился небольшой конфликт с известным белорусским критиком.

"Мы с Колей были подписаны на его Telegram-канал, поэтому сразу увидели обличительный пост, в котором даже название проекта не упоминалось. О нас говорилось как о «медиа с элементами подкаста», что забавно, учитывая специфику проекта", – добавляет Ксения.

Из полезной критики: наличие фактологических и орфографических ошибок в постах в Instagram. Сейчас все эти нюансы ребятам удалось решить.

"Вместе с тем мы получаем и положительные отзывы, они действительно греют душу. Как-то меня даже узнали после одного из спектаклей. Сказали, что наш проект классный и нам стоит продолжать в том же духе", – рассказывает Николай.

Сейчас время для искренности

Ребята еще в первом выпуске очертили, что белорусский театр на данный момент переживает декаданс.

"Большинство сегодняшних спектаклей варьируется от «приемлемо» до «боже, как это плохо». Бесспорно, находятся и жемчужины, но их, к сожалению, немного", – считает Ксения.

У нее есть ощущение, что театральные труппы, которые постепенно обновляются (пополняются молодыми актерами), слабоваты. Конечно, со временем специалисты наработают опыт, но мы говорим о том, что происходит сейчас.

"А я бы хотел, чтобы акцент сместился на творчество молодых режиссеров. Это будет и свежий взгляд, и актуальная тематика", – отмечает Коля.

Соведущие сходятся в том, что было бы здорово увидеть на сцене обыгрывание насущных проблем: кризиса самоидентичности, поисков своего места в жизни и т.д. Также, по их мнению, белорусскому театру не хватает обращения к бытовым темам.

"Все тянутся к возвышенному, когда зрителю на самом деле не хватает пересечения сюжета с реалиями, в которых он живет. Ну и вместе с тем хочется больше духа бунтарства и новизны в белорусских спектаклях", – говорит Ксюша.

По словам девушки, все настолько боятся сделать что-то вторичное, что останавливаются на классике, которая выглядит "десятиричной".

Что касается жемчужин белорусского театра, то одной из них ребята считают спектакль "Кто боится Вирджинии Вульф?" режиссуры Даниила Филипповича. Его ставят в Гомельском городском молодежном театре.

Еще две качественные постановки – "На черной-черной улице" в Театре кукол и "Шлюб з ветрам" в РТБД Евгения Корняга.

Кроме этого, Николай высоко оценил спектакль по пьесе Алены Иванюшенко "Шкура". В постановке детально показаны проблемы и внутренние переживания девочки-подростка. По мнению молодого человека, работа очень провокационная за счет того, что режиссер Татьяна Троянович максимально откровенно говорит о трудностях наших реалий.

"Сейчас время не для нравоучений, а как раз для искренности – ее и хотелось бы видеть на сцене. Если режиссер хочет что-то сказать аудитории, то лучше всего сделать это честно и прямо", – поддерживает Ксюша.

Нулевой бюджет

В феврале проекту "Контровые" исполнился год, семь из девяти выпусков второго сезона уже доступны на главных стриминговых площадках. Идея создания подкаста, по словам собеседников, зрела в них очень давно. Началось все с походов в столичные театры.

"Мы рефлексировали, делились друг с другом мнением о просмотренном, и нам этого в целом хватало. А потом захотелось какого-то стороннего восприятия, интересной коммуникации. Найти какое-то комьюнити, где мы могли бы делиться впечатлениями, не получилось (может, не особо тщательно искали), поэтому решили создать собственное", – рассказывает Николай.

Еще одним толчком к работе над "Контровыми" стало желание запечатлеть в истории свое мнение о тех постановках, которые постепенно стали исчезать с белорусских сцен.

"Мы начинали проект с нуля, и это касается не только отсутствия ориентиров («Контровые» – первый белорусский подкаст о современном театре), но и бюджета. Вообще-то, мы до сих пор в минусе. Так что держимся только на собственной инициативе", – шутит Николай.

Профессиональная техника у ребят появилась благодаря подписчику. С его помощью (что важно, безвозмездной) звук стал в разы лучше.

"Только стоек для микрофонов у нас нет, поэтому в качестве держателей мы используем банки из-под кофе, которые стоят на театральных книгах", – смеется Ксения.

За год с лишним работы ребятам удалось собрать целую команду инициативных молодых людей, которые помогают с подготовкой выпусков. Теперь "Контровые" – это не только Коля, Ксюша и рассуждения о бесконечном и вечном. У собеседников есть "звукач", контент-менеджер и корректор.

Несмотря на очевидную нехватку материальных ресурсов для глобального развития проекта, ребята очерчивают, что хотели бы в дальнейшем перейти на видеоформат. По сути, речь идет о все тех же ламповых посиделках за бокалом белого и обсуждением постановок, но с бонусом в виде картинки. Правда, спонсоров, которые помогли бы с реализацией задуманного, пока не находится.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки