Отвечайте быстро: как противостоять ложным обвинениям

Александр Хромылев
Колумнист Tochka.by Александр Хромылев в своем новом тексте рассказывает о том, что люди – ужасные детекторы лжи, и призывает быть по-научному правдоподобным.
Отвечайте быстро: как противостоять ложным обвинениям
Фото: geralt / Pixabay.com

Каждому из нас приходилось сталкиваться с ложными обвинениями. Дело не из приятных. Готовя текст, пытался вспомнить самый нелепый наезд в свой адрес. Кажется, победил сторож соседнего с нашим пионерским лагерем яблоневого сада. Его гипотеза о том, что я в одиночку лишил садоводов почти тонны белого налива, не поддавалась никакой критике, но при этом была рассмотрена особо креативными товарищами из числа вожатых.

Пришлось отбиваться. Благо, начальник лагеря был человеком адекватным.

Что же делать, когда обвинения прилетают и нужно бороться за себя?

Во-первых, помнить, что мгновения решают. К такому выводу пришла команда специалистов Гренобльской школы менеджмента. В серии экспериментов принимали участие более 7500 человек из шести стран.

Испытуемые слушали аудиозапись или смотрели видео, на которых человек отвечает на простой вопрос (понравился ли ему торт, приготовленный другом, или украл ли он кошелек с деньгами). Пауза между вопросом и ответом человека на аудио и видео варьировалась от одной до десяти секунд. Затем участники оценивали честность ответа по шкале от одного до десяти.

Во всех 14 экспериментах наблюдалась одна и та же закономерность: чем длительнее пауза, тем менее честным считали ответ и менее искренним отвечающего. Ученые считают, что результаты экспериментов могут быть применимы к широкому спектру социальных взаимодействий – от собеседований и опросов свидетелей до общения в кругу семьи.

Отвечать быстро – верное решение. Особенно если нечего скрывать.

Кричит, значит, виноват

И еще одно важное правило. Не кричать и не молчать.

Ученые университета Айовы провели серию исследований, в которых пытались определить оптимально правильную реакцию на ложные обвинения.

Главный вывод исследователей стоит запомнить: люди – ужасные детекторы лжи. Участникам экспериментов демонстрировали видео, на которых люди, ложно обвиненные в мелких преступлениях, пытались оправдаться.

Если человек злился, проявлял агрессию и гнев, более 86% считали его виновным. Если человек молчал, этот показатель был немного ниже, но тоже печальным – 73%.

Фото: johnhain / Pixabay.com

"Мы понимаем, что самой распространенной реакцией на ложные обвинения является гнев, агрессия и стремление наказать лжеца. К сожалению, это естественное поведение не принесет ничего хорошего. Гнев, как и молчание, только усилят подозрение в ваш адрес", – отвечают исследователи.

"Спокойствие, только спокойствие", – говорил Карлсон, обвиненный в краже плюшек.

Кажется, это хорошая тактика.

Игорь Васильевич, наш начальник лагеря, отличался пронзительным взглядом и читал пионеров как открытую книгу. И сторожей, как оказалось, тоже. Догадались, кто наладил поставки белого налива на ближайший рынок?

Тут и без Гренобля понятно.

Правда победила. Чего и вам желаю.

*Мнение колумниста может не совпадать с позицией редакции. Подписаться на канал Александра Хромылева "Лаборатория верных решений", предложить тему для обсуждения или покритиковать автора можно здесь.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки