Печать несудьбы: есть ли будущее у "бумажных" СМИ

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев размышляет о перспективах печатных изданий в эпоху углубленного интернета и усугубленной стабильности.
Печать несудьбы: есть ли будущее у "бумажных" СМИ
Фото: congerdesign / Pixabay

У современных "акул пера" есть много профессиональных праздников. Больше, чем у кого бы то ни было.

Вот смотрите, у учителей есть День учителя – и все. У врачей – только День медицинских работников. А у нашего брата-журналиста – лишь успевай загибать пальцы.

3 мая отмечается Всемирный день свободы печати, 2 июля – День спортивного журналиста, 8 сентября – День солидарности журналистов, 2 ноября – День прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, 21 ноября – Всемирный день телевидения, 15 декабря – День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.

И это только международные дни – а есть ведь еще и национальные, которые в каждой стране свои. И за любой из них можно пропустить рюмашку-другую.

Но это все для молодых и бойких, любящих новизну и еще не посадивших печень. Журналисты же старой закалки – акулы, чьи зубы уже почти сточены, а печень вздрагивает даже от вчерашнего кефира – свято чтят лишь один профессиональный праздник: День печати, отмечаемый 5 мая.

Путем "Правды"

На заре журналистской карьеры я успел поработать в нескольких "бумажных" изданиях, и везде День печати отмечался так же обстоятельно, как Новый год или 8 марта.

Люди, проходившие мимо редакции и слышавшие звуки гулянки, с удивлением заглядывали в окна, не понимая, что можно так бурно праздновать в этот день.

Традиция поднимать бокалы 5 мая зародилась еще в СССР – в 1912 году в этот день вышел первый номер газеты "Правда", про которую впоследствии сложили анекдот, что ложь в ней начинается уже с названия.

Когда СССР приказал долго жить, государства, образовавшиеся на его руинах, учредили собственные праздники для прессы. Так, россияне День печати перенесли с 5 мая на 13 января – ведь российская журналистика началась не с "Правды", а с газеты "Ведомости", впервые вышедшей еще в январе 1703 года.

В Таджикистане профессиональным праздником журналистов стало 11 марта – именно в этот день в 1912 году вышла первая газета на таджикском языке "Бухорои Шариф", что значит "Священная Бухара".

В Узбекистане День работников печати и средств массовой информации празднуется 27 июня – в 1906 году в этот день увидела свет первая газета на узбекском языке, которая называлась "Тараккий" – "Прогресс".

В Украине День журналиста отмечается 6 июня – в 1992 году Союз журналистов Украины в этот день был принят в Международную федерацию журналистов.

В Литве 7 мая отмечается День возвращения печати, языка и книги, имеющий давнюю историю, отчасти касающуюся и нас.

После подавления восстания 1863 года царское правительство решило превратить Литву в край, ничем не отличающийся от других российских губерний. Литовские издания запрещено было печать "латинско-польскими буквами" – только на кириллице. Однако возникли проблемы с дистрибуцией –читатели не хотели брать такие издания даже даром.

В итоге 7 мая 1904 года царские власти отменили запрет на латинский шрифт. Этот день как свой профессиональный праздник сегодня отмечают и литовские журналисты.

И только в Беларуси День печати празднуется как в СССР – 5 мая. Хотя наша печать тоже имеет глубокие национальные корни. Например, 6 августа 1517 года Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу – чем не повод для печатного праздника?

А если уж так приспичило отмечать именно 5 мая, то хотя бы основание можно было бы поменять, причем, легко – в этот день в 1581 году в Острожской типографии Ивана Федорова вышел календарь Андрея Рымшы "Хронология" на старобелорусском наречии. Но вы же понимаете.

Впрочем, у отечественных "бумажников" сегодня есть более серьезные задачи, чем поиск новой даты для профессиональной гулянки.

Если раньше 5 мая в редакциях поднимали бокалы за здравие печати, то скоро, похоже, придется пить если не за ее упокой, то уж точно за дальнейшее поддержание хронически спадающих штанов.

Наш crash

В 2019 году директор Белорусского дома печати Роман Олейник в комментарии для портала director.by отметил, что самым успешным для отечественной полиграфической отрасли был 2008 год:

"Тиражи газет в Белорусском доме печати тогда достигали 80 миллионов экземпляров в месяц! Но затем ситуация начала меняться не в лучшую сторону. Сегодня мы ежемесячно печатаем лишь 20 миллионов экземпляров газет, и их тиражи продолжают падать на 8-10% ежегодно".

После 2020 года ситуация с печатными СМИ стала выписывать траекторию самолета, шлющего сигнал "Mayday!" Если на 1 мая 2020-го в Беларуси было зарегистрировано 1625 печатных СМИ, то к 1 мая 2022-го их количество сократилось до 1562, а по данным на 1 мая этого года в стране осталось лишь… 955 печатных изданий.

Причем кризис переживают не только издатели, но и распространители. В начале прошлого года жители Могилевщины наблюдали странное явление: в городах и весях один за другим стали закрываться киоски "Союзпечати". К лету явление приняло лавинообразный характер.

Фото: mogsp.by

Оказалось, что ОАО "Могилевсоюзпечать" уже несколько лет убыточно: к примеру, на 1 января 2020 года чистый убыток от его деятельности составлял 900 тысяч рублей. В декабре прошлого года экономический суд Могилевской области открыл в отношении предприятия ликвидационное производство.

23 февраля этого года "Могилевсоюзпечать" отработала последний рабочий день, почти все ее киоски к тому времени были закрыты.

А поскольку она являлась монополистом в своем сегменте, местные печатные СМИ оказались в аховом положении. Кому повезло, того сейчас продают со стендов в торговых залах. Остальные могут рассчитывать только на подписку.

Вряд ли дела обстоят лучше и в других регионах – информация о закрытии газетных киосков поступает из разных мест, хотя там это закрытие пока что не носит такого обвального характера, как на Могилевщине.

Шансов нет, но вы держитесь

С одной стороны, это глобальный тренд. Скукоживание печатных СМИ уже много лет наблюдается во всем мире – и было бы странно, если бы в эпоху интернета было иначе: зачем платить деньги за одну газету, когда у тебя в айфоне есть доступ к тысячам.

С другой стороны, crash белорусских "бумажников" усугубляется и локальными факторами. Ситуацию, сложившуюся в отечественной медиа-сфере, трудно назвать идиллической.

После 2020 года резко сократилось число тем и нарративов, которые журналисты могли бы затрагивать, не опасаясь внимания со стороны всяких удивительных ведомств. Но вот незадача – оказалось, что это как раз те темы, которые волнуют значительную часть общества. Не находя их в газете, общество не перестает ими интересоваться, а просто идет в интернет.

Да, будущее печатных СМИ сегодня не выглядит радужным. Понятно, что госиздания будут подкармливаться за счет госбюджета. Не все, но многие – список их определен еще прошлой осенью.

Чтобы изыскать для этого средства, рекламодателей обязали уплачивать сбор за размещение рекламы. Вот только в коня ли корм? Действительно ли эти издания так востребованы, что на их подкормку стоит тратить деньги налогоплательщиков?

Негосударственным же "бумажникам" можно пожелать лишь крепости духа да успешного освоения web-форматов.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки