Самый распространенный вид мошенничества сегодня – когда звонят аферисты и пытаются под разными предлогами заполучить деньги "жертвы".
То они представляются служащими банка, то сотрудниками милиции. Еще один популярный вариант – звонок с неизвестного номера и шокирующий рассказ о трагедии с близким человеком. К примеру, что он стал виновником ДТП и нужно большое количество денег, чтобы его "отмазать" от уголовного преследования.
Вроде бы уже столько об этом рассказано и написано, но телефонных мошенничеств как-то меньше не становится. Как пример – еще один громкий случай обмана, о котором мы недавно написали. Школьного преподавателя злоумышленники развели по телефону на 17 тысяч рублей.
Почему же граждане ведутся на уловки? И более важный момент – как не стать жертвой телефонного обмана? Вместе с психологом Мариной Матвеевой в этих вопросах разбирался портал Tochka.by.
Жертвы мошенников
Чаще всего на телефонный "развод" аферистов попадают пенсионеры. Это понять можно даже из новостных сводок: в основном мы узнаем истории, как пожилые люди в слезах рассказывают о том, что перевели все сбережения на какой-то счет, а потом опомнились и ужаснулись, начали звонить в милицию и просить о помощи.
"Тут все объяснимо. Если не углубляться в термины, люди с возрастом становятся более наивны, как дети, у них снижается острота восприятия и критичность мышления. Они думают, что им все вокруг желают только добра. Но это не так", – отмечает Марина Матвеева.
Есть еще одна категория граждан, которая очень уязвима перед мошенниками, – это те, кто пребывает в какой-то сложной жизненной ситуации.
"Это люди заведомо ведомые, люди с психологией жертвы. Они всегда несчастны. Многие не умеют говорить слово "нет". Данная категория тоже часто попадается в руки злоумышленников, для них такая жертва – просто находка, большая удача".
Мошенники – тонкие психологи
По словам Марины Матвеевой, мошенники знают множество психологических приемов и наверняка знают заранее, как воздействовать на человека.
"Наши болевые точки – родственники и друзья. На это они и давят. А потому, так или иначе, если истории обманов не связаны со счетами в банках, то они точно будут связаны с вашим близким человеком".
Шок и трепет
Все чаще аферисты используют метод шока. К примеру, звонят и сообщают о том, что близкий человек попал в ДТП, а чтобы избежать уголовного преследования, срочно нужно перевести максимальное количество денег на определенный счет.
"Что испытывает человек, когда слышит такое, - конечно, шок. И это первый крючок, на который попадаются люди. Мошенники знают тонкости психологии. Причем они говорят быстро и убедительно. Не дают возможности жертве слово сказать, даже подумать. И люди попадают на удочку".
В состоянии стресса человек порой не понимает вообще, что делает. А когда речь идет о близких – любой готов отдать все за их безопасность, чтобы ситуация как-то разрешилась.
"В таких случаях наш мозг думает: есть угроза. Значит нужно спасаться – вот вам деньги, только оставьте в покое моего человека".
Обман в цейтноте
Цель мошенников – вывести жертву из равновесия. Для этого используется техника ограничения во времени: вам не дают даже минуты на принятие решения.
Еще один метод – замешательство. То есть аферисты говорят длинные предложения, для понимания которых нужно время, а его, как правило, не дают.
"Человек теряется, он чувствует свою незащищенность. А еще они часто называют в разговоре вас по имени. Это тоже опасный звоночек. Значит, они втираются в доверие, ведь когда человека называют по имени – он начинает автоматически, подсознательно доверять".
Гипноз
Еще один метод – гипнотический. Если вам задают вопросы, на которые вы отвечаете только утвердительно, – срочно бросайте трубку.
"Особенно этот прием срабатывает, когда звонят от имени сотрудников банка. Человеку задают повторяющиеся вопросы. У вас же есть счет в банке, верно? И выговорите – "да". И так по цепочке вы все время отвечаете: "да". Наступает момент гипноза, полного доверия. Почему ему не верить, если он про вас так много знает? Но это типичная уловка".
Вы выиграли миллион!
Также популярен метод мошенников, когда они звонят и сообщают о крупном денежном выигрыше. А после просят перевести некоторую сумму денег, чтобы выигранные средства "счастливчику" можно было забрать.
"Это старая схема, в основном люди на нее не клюют, но все же находятся и такие, кто ведется. Если требуют деньги перевести – четко знайте, что за выигрыш взамен ничего не просят. Включайте холодный разум".
"Бесплатный сыр только в мышеловке"
Психолог просит не забывать то самое выражение: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".
"И не думайте, что на приманки аферистов попадаются так называемые группы риска, о которых мы упомянули в начале беседы. Обманывают всех, независимо от возраста, пола, уровня образования. Просто какую-то категорию проще "развести", а какую-то сложнее, вот и вся разница".
Не будьте легковерными
Главный совет, который дает психолог Марина Матвеева из рассказанного, звучит так: не будьте легковерными. Потому что доверчивость и дает аферистам возможность всех нас одурачить.
"Мошенничество было, есть и будет. Увы. А потому, чтобы себя как-то защитить от таких людей, будьте в любой ситуации критичными. Человека, который умеет критично мыслить и ко всему относится с недоверием, очень сложно обмануть. Если вы знаете свой характер и свою безотказность, то тем более помните об этом, никогда не принимайте мгновенных решений".
Не принимайте мгновенных решений
Если звонят и требуют денег, чтобы решить сложный вопрос с родственником, тоже не нужно бросаться в истерику и собирать деньги.
"Просто положите трубку и позвоните своему близкому человеку на его личный номер, спросите – где он, что с ним происходит, действительно ли с ним что-то стряслось. Расскажите о таком звонке другому человеку, узнайте его мнение. Нужно понимать, что 5-10 минут ничего не решат. Никаких мгновенных решений по телефону".
Если понимаете, что в силу своего характера и волевых качеств все же можете попасться на уловку – просто положите трубку.
"Не разговаривайте. Условно говоря, если вам якобы звонят из банка и рассказывают про попытку взлома аккаунта – кладите трубку, даже ничего не говорите. А после позвоните на официальный банковский номер и уточните всю информацию. Это ваше полное право. Это правильно".
Обманутым быть стыдно?
Зачастую жертвы телефонного обмана боятся рассказать об этом своим близким, что еще хуже – не звонят в милицию. Им стыдно, им кажется, что они совершили глупый поступок, который вызовет недоумение, а может быть, и насмешки.
"За стыдом стоит вина, но нужно уметь постоять за себя. Стыд - очень токсичное чувство, с которым нужно бороться, стыд не приносит нам пользы. Больше уверенности в себе. И важно – научитесь говорить "нет" всему тому, что вам не нравится. Тогда такие ситуации с великой долей вероятности с вами не приключатся".
Не у нас крадут – мы отдаем
Психолог напоминает, что истинный мошенник – виртуоз. Он не ворует наши деньги, ни к чему не принуждает нас.
"Он не крадет – мы отдаем, потому что именно мы верим в иллюзии. Это мы совершаем действия, которые в итоге приводят нас к обману. А потому не доверяйте никому из незнакомцев по телефону, даже если вам сообщают что-то трагическое. Всегда все перепроверяйте и не стрессуйте – это и будет вашей главной защитой от мошенников", – подытоживает психолог.