ГУМ может рассказать историю Минска через архитектуру и торговлю. Он стал одним из первых в череде возводимых монументальных строений в обновляемом центре города при создании его главной магистрали.
Это самый известный магазин – памятник архитектуры ХХ века в стране, уникальный в своем стиле.
Мало кто знает, но ГУМ даже засветился в нашумевшем фильме-мюзикле "Стиляги", вышедшем в 2008 году. Минский универмаг изобразил модный московский клуб 1950-х.
Журналист Tochka.by любит прогуливаться по центру Минска. И во время очередной вылазки решил взглянуть на ГУМ изнутри в историческом смысле. Тем более, что сейчас первый государственный универсальный магазин переживает очередной этап реконструкции.
Строительство универмага
История ГУМа началась еще в 1934 году. Магазин открылся 28 мая в здании бывшего польского банка на пересечении Советской и Комсомольской улиц (сейчас это перекресток пр. Независимости и ул. Комсомольской).
После Великой Отечественной войны главная минская ул. Советская (в прошлом Захарьевская) была разрушена, и ее создавали заново. Универмаг решили возвести на новом месте, как одно из главных зданий нового архитектурного облика столицы.
ГУМ хотели видеть готовым уже в 1947 году. Однако процесс затянулся из-за нехватки рабочих рук и согласования бюджета. Готовый объект на новом месте сдали только в следующем десятилетии.
Свою роль сыграли и другие факторы. В отличие от многих строений тех лет, ГУМ возводили полностью из железобетона, без кирпичных вставок. И большие сроки могли быть связаны с уникальностью процесса стройки.
Были проблемы и с утверждением генплана. Первоначально центральный вход планировали со стороны улицы Ленина, и венчать общий ансамбль должна была площадь, которая так и не появилась.
В 1955 году после смерти Сталина вышел Декрет о борьбе с излишествами в архитектуре. Он ознаменовал завершение эпохи монументальных классических зданий. Получается, минский ГУМ стал едва ли не последним памятником того стиля.
Итальянское палаццо с французским барокко
То, что сейчас кажется уже привычным, – лепнина и пилястры – для минчан и гостей города тогда справедливо выглядело уникальным. Но ГУМ выделялся даже на фоне зданий КГБ, Нацбанка или Главпочтамта.
В здании сочетаются сразу два ярких и помпезных европейских стиля.
На сайте ГУМа говорится, что архитекторы Роман Гегарт и Лев Мелеги ориентировались на итальянские палаццо, в частности, на базилику Палладио в городе Виченца и библиотеку Марчиана в Венеции.
Сходство действительно есть. Но другие источники находят взаимосвязь и с французским зодчеством. Профессор Фабьен Белла в своей книге "Минск. Архитектура столицы 1917–1956" отсылает к работам инженера Франсуа Энебика и архитектора Эдуард Арно, которые ваяли на стыке XIX–X веков, продвигая железобетон в строительстве.
Также здание вобрало в себя элементы французского Ренессанса. Эксперт отмечает, что на четвертом этаже круглые окна, обрамленные двумя керамическими барельефами, напоминают такие же в крыле Франсуа I в Лувре.
ГУМ официально открыли 5 ноября 1951 года. Как водится, подготовка велась в авральном режиме – хотели успеть ко Дню октябрьской революции, который в Беларуси отмечают до сих пор.
По слухам, работникам приходилось чуть ли не ночевать в магазине в последние дни перед открытием, в том числе чтобы сторожить привезенные товары.
В итоге, после оценки первыми лицами города и страны, посетителей пустили на день позже. Примечательно, что охрану тогда обеспечивала конная милиция. А в свое время двери открывал швейцар – как в лучших домах Парижа.
Первых работников отправили на стажировку в ДЛТ (Дом ленинградской торговли), поскольку сразу найти специалистов высокого уровня было сложно.
Простому советскому человеку ГУМ в каком-то смысле приоткрывал окно в другой мир. Он привлекал не только универсальностью, но и наличием товаров из-за границы (стран Балтии и "социалистического лагеря"). Удивительно, что люди того времени хвалят СССР, но, вспоминая хорошее, говорят о качестве польской обуви, чехословацкой "стенки" или сервиза из ГДР.
Здание в центре Минска было удобным местом для встреч и свиданий. Сюда приходили не только для покупок, но и банально чтобы просто погулять (особенно, если денег не хватало).
Кроме того, магазин оставался пионером во многих аспектах. Например, в нем впервые была смонтирована декоративная подсветка и введена система самообслуживания. А масштабные витрины сами собой сформировали традицию украшать их к сезонам.
В середине 1970-х появились специальные профильные отделы: "Товары для женщин", "Товары для детей", "Товары для дома". Также ГУМ начал предлагать и услуги, в частности, по подгонке одежды, открыл отделения связи и сберегательную кассу.
Требования времени
Нынешняя модернизация далеко не первая, но вполне логичная. Новое время требует изменений. Первый капитальный ремонт начали делать в 1979 году без закрытия магазина. В ходе четырехлетней реконструкции пол стал гранитным, а стены украсили мрамором.
Вместе с людьми ГУМ испытал на себе сложные 1990-е – времена острого дефицита и талонов, по которым распределяли продукты и промтовары.
В 2023 году за обновление ГУМа взялись серьезно, обещая учесть пожелания и привычки покупателей.
Как рассказала в эфире "Радио-Минск" директор торгового объекта Ольга Романова, в универмаге появятся камеры хранения, поскольку многие покупатели часто идут в ГУМ прямо с вокзала. Также в магазине уже заработал второй лифт, о чем просили посетители.
Самые большие изменения затронут освещение. Энергосберегающие светодиоды будут гореть 12 часов – столько работает магазин. Заметно больше света станет на первом этаже: на стенах смонтируют декоративные панели, которые закроют окна. Это, по задумке, позволит избавиться от света, который мешает восприятию товара в зале.
Что касается распределения торговых зон, то на первом ярусе оставят так называемые товары импульсного спроса (косметику, парфюмерию, галантерею, ювелирные изделия). Здесь также будет работать супермаркет и небольшая кофейня с продукцией собственного производства.
На втором этаже будет продаваться мужская и женская одежда, детская переедет на третий, где разместят и товары для дома.
Среднестатистический покупатель универмага – работающая женщина с двумя детьми. Сегодня расположение ГУМа предопределяет высокий поток людей утром, а не вечером. И, как отметила Ольга Романова, продажи показывают всплеск по будням в обеденное время, когда за покупками приходят работники близлежащих офисов.
Нынешнюю глобальную реконструкцию ГУМа закладывают на три года, но первый этаж должен предстать во всей красе уже в ближайшем декабре.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber