В пятницу, 22 июля, глава Беларуси Александр Лукашенко приезжал в ТРЦ "Сталіца" и по итогу визита поручил создать двойник этого центра на месте иранского долгостроя "Магнит Минска". Несмотря на то, что многие европейские бренды одежды все еще остаются в Беларуси, Лукашенко дал задание заполнить новый ТРЦ исключительно отечественными товарами.
Если же "чужой" производитель захочет прийти в новый центр, то, мол, пожалуйста, но теперь политику нужно выстраивать так, чтобы приоритет был белорусскому.
Журналисты Tochka.by сходили в ТРЦ "Сталіца" и посмотрели, какую модель торговых центров хотят развивать в Беларуси.
"Мы только приехали"
Людей в подземном торговом центре достаточно много, правда, продавцы в торговых точках все равно скучают. Основная часть посетителей просто гуляет по коридорам "Сталіцы".
"Мы только приехали в Минск, дай, думаем, зайдем, посмотрим. Будем ли что покупать? Ну мороженое вот…" – поделилась гостья Минска Мария.
Много клиентов в обеденное время собралось в торговой точке с обедами "Маэстро". Здесь, кстати, продают антиковидный салат "Молодость" по рецепту Лукашенко, где основной ингредиент – зеленый лук.
"Берут у вас его?", – спрашиваем у кассира.
"Ну как сказать… По-разному. Люди ведь сюда обедать приходят, а зеленый лук пахнет так, специфически. Потом запах изо рта будет", – отмечает женщина за прилавком.
То, что недавно в ТРЦ "Сталіца" приезжал Лукашенко, видно и по нарочито-парадно одетым продавцам: даже в небольшой лавке с цветами женщина ведет дела в белой блузочке и черных брюках со стрелками. А еще на каблуках.
Выкладка в "Красном мозырянине" исключительно выверенная: конфетка к конфетке, все педантично ровно. Глазу приятно, но ненатурально как-то…
Забавно выглядят колонны из красно-зеленых шариков на входе в дискаунтер FixPrice. Особенно на фоне того, что недавно КГК призвал белорусов пройти онлайн-опрос, чтобы оценить качество работы магазинов низких цен и узнать, нужны ли они вообще.
Затем Комитет госконтроля обещал прийти с проверкой в дискаунтеры лично.
"Я думала, он высокий"
Наибольший фурор приезд Лукашенко вызвал у продавцов-консультантов мерча "Первого". Они скооперировались у касс и негромко обсуждали встречу с автором изречений на одежде, которую продают каждый день.
"Ты видела его, какой он?", – спрашивает женщина у коллеги.
"Я думала, он высокий очень и здоровый. Ну он здоровый, конечно, но не сильно высокий", – отвечает ей вторая.
"А Колю видела?", – подключается к беседе третья.
"Да, он недалеко от папы стоял. Красивый, конечно… Он всем нравится. Я когда подружке говорила, что Коля, наверное, приедет с Лукашенко, так она говорит: "Ты сфоткай", интересно ей было", – продолжила рассказ девушка.
"Сфоткала?", – спросила коллега.
"Я хотела, но мне мужчина рядом сказал: "Лучше не надо"", – коллеги понимающе кивнули.
Людей в магазине с мерчем Лукашенко немного. Но периодически посетители появляются.
"Ой, дай сфоткаю", – просит спутницу подержать вешалку с байкой "Факты на стол" женщина.
"100-процентный хлопок… Может, мужу взять что", – вслух рассуждает женщина. Сделав фото нескольких вещей с мерчем и отправив кому-то снимки, женщина понесла на кассу белую майку-поло за Br50. Вышивка – автограф Лукашенко.
Кстати, почти все майки в "Первом" продают по Br25, байки – по Br45- Br55. Все они состоят из 100% хлопка. По крайней мере, так пишут на этикетке.
Бейсболки – из 76% хлопка и 24% полиэстера. Шьет головные уборы минская фабрика "Людмила". Она также производит головные уборы для милиционеров, военных, моряков и рыбаков.
Стоит бейсболка Br30.
Во что будем одеваться
На плане ТРЦ указано большое количество белорусских производителей. Ну как большое - "Elema", "Калінка", "Беларускі лён", "Скарбніца", "Світанак, "8 Марта", "Твое", "Polesie", "Nelva".
Судя по распоряжению Лукашенко создать еще один "точно такой же" ТРЦ на месте иранского долгостроя, глава государства предполагает, что эти бренды будут востребованы у белорусов.
"Белорусское, белорусское и белорусское. Нас никто не упрекнет из иностранцев. Ушли - уходите. Мы будем продавать свое. Поэтому там должен быть точно такой торговый центр […] Надо выстраивать политику так, чтобы приоритет был белорусскому", – сказал во время посещения ТРЦ Александр Лукашенко, пишет БелТА.
Журналисты Tochka.by посмотрели, что предлагают эти производители.
Так, у ОАО "Камволь" одежда, в основном, большого размера.
"А на 42-й что-нибудь есть", – спрашиваем мы.
"Нууууу… Есть несколько вещей", – озадаченно перебирает вешалки в поиске нужного размера консультант.
"Ткань у вас какая-то колючая изнутри, и без подкладки на спине… Скатываться не будет?", – продолжаем интересоваться.
"Сильно – не должна. Здесь 50% шерсти, сами понимаете", – говорит девушка.
Кстати, цены на продукцию "Камволь" немаленькие. Пиджак – более Br220.
В еще одном магазине, который располагается в ТРЦ, "Fashion centre" цены тоже не низкие. За синтетическое платье – около Br180 с учетом скидки.
Ассортимент мы рассматривали долго. Правда. Но вывод сделали относительно быстро: одежда здесь явно не для молодых белорусов. Да и с людьми постарше тоже есть вопросы: вряд ли человек с зарплатой в Br1200 позволит себе жакет за Br222, причем тот, который может закататься после третьей стирки.
Три боли "Сталіцы"
Раньше минчане ругали "Сталіцу" за три основные вещи: платные туалеты, дорогую парковку и невентилируемые коридоры на этажах.
Сейчас в "кармане" ТРЦ с уборными о присутствии тети, которая собирала оплату за вход в туалет, напоминает белая пластиковая дверь с окошком между комнатами "М" и "Ж". Теперь в том месте хранят швабры, веники и ведра.
Туалеты заметно обновили и отремонтировали. Что не может не радовать посетителей этого места.
На указателе рядом с горящей вывеской WC обозначили наличие туалета для инвалидов и комнаты матери и ребенка. И если первый сразу бросается в глаза из-за рисунка инвалидной коляски на двери, то найти вторую журналисту Tochka.by так и не удалось.
Несмотря на то, что внешний вид столичных туалетов стал в разы лучше, на запах это не повлияло, впрочем, как и на высокую температуру воздуха в уборной. При всем этом вентиляционная система в туалете работает: об этом она громко жужжит всем посетителям, не переставая.
В коридорах торгово-развлекательного центра тоже нехолодно. Причем, свежее становится по мере движения к выходу на улицу. Видимо, проблему с кондиционированием владельцы комплекса так и не решили.
Хотя это еще ничего: настоящее пекло начинается при входе в парковочную зону. Заходя сюда с улицы, где как раз было +27°, нам стало заметно более жарко. Если забыть, где припарковали свою "ласточку", и долго блуждать по парковке, из-за высокой температуры может и плохо стать.
Видимо, с вентиляцией здесь туго, зато хорошо с патриотическим воспитанием. При входе в парковочную зону вас встретят герб, флаг и доска с гимном. Все для вас – не благодарите.
Кстати, цены на парковку здесь приемлемые. Так, с 10:00 до 20:00 первые два часа стоянки бесплатные, а в случае, если в это время вы не уложились, за третий час возьмут Br3, каждый же последующий оценили в 50 копеек.
Все права на ТРЦ "Сталіца" принадлежат Мингорисполкому. Общая площадь центра – более 75 000 кв.м.