Цеткин в тапочках: почему белорусок не надо учить феминизму

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев решил разобраться в нюансах самого гендерного праздника весны.
Цеткин в тапочках: почему белорусок не надо учить феминизму
Фото: Roman Samborskyi / Shutterstock.com

Восьмой день весны. Международный, женский. В воздухе пахнет розами, а в "Фейсбуке" – перлами про Клару Цеткин. Загляни Клара к нам на огонек, ее столбняк бы хватил от того, какие метаморфозы претерпело ее революционное детище.

Девочкам – флаги, мальчикам – розы

Живи мы по заветам Цеткин, 8 марта не мужчины дарили бы цветы женщинам, а женщины – мужчинам. Ну или женщины женщинам. Потому что в цеткинской трактовке женский день – это про равные права, эмансипацию и солидарность, а не про розы, шампусик и тапочки с котятами.

Сто лет назад в этот день дамы брали флаги и шли на митинги да демонстрации, а не в салоны красоты и модные бутики. Прежний феминистический месседж праздника в наших пенатах выветрился напрочь, уступив место субпатриархальному нарративу.

Что, впрочем, не удивительно. Феминизм западного образца вообще туго приживается на постсоветском пространстве. А если и приживается, то видоизменяется, из агрессивно-безапелляционного становится прагматично-сбалансированным.

Как смышленый малец, выковыривающий из булочки сладкий изюм и сдвигающий в сторону скучный мякиш, наши женщины выковыряли из феминизма все, что отвечало их представлениям о равноправии, а все, что не отвечало, замели под лавку.

Особенно не повезло антипатриархальному дискурсу, которым сегодня пышет west-fem. Будучи рачительными хозяюшками, не выбрасывающими черствый хлеб, а делающими из него гренки, наши женщины решили, что не все так однозначно в патриархате, особенно по части мужских обязух.

Фото: VGstockstudio / Shutterstock.com

Звучит это приблизительно так: "Я свободна, я независима, я имею право. Но мужчина все равно мне должен. Он добытчик, он спонсор, хочу быть за ним как за каменной стеной. И да, рыцарем тоже нехай будет".

Но, знаете, оно и к лучшему. Потому что феминизм, рулящий сейчас на Западе, это совсем не тот феминизм, что стартовал там на заре XX века – он уже больше про мизандрию, чем про равноправие.

За мир без мужчин и нюансов?

При всем моем уважении к США, придется сказать пару ласковых. Потому что именно американские феминистки задают сегодня тон, а в последнее время их настроения сильно радикализировались. Причем вот какой парадокс: чем больших успехов они достигают, тем шире эта радикализация.

Если раньше радфемки были маргиналками, которых в шутку прозвали "феминаци", то теперь их нарративы нехило влияют на тамошний социум.

Ключевая идея радфем: женщины угнетены во всем мире, и это результат мужского заговора, а значит, к ногтю мужчин. "Самец – это ошибка природы", – еще в 1967 году заявила американка Валери Соланас. "Я ненавижу мужчин", – вторит ей нынче Полин Арманж в одноименной книге. "Недостаточно просто помогать друг другу, мы должны стереть мужчин с лица земли", – витийствует фем-авторка Алис Коффин.

Их фанатки постят в сетях хэштеги #menaretrash ("мужчины – мусор") и #killallmen ("убей всех мужчин"). А в Голливуде клепают фильмы про "сильных женщин", где почти нет положительных мужских персонажей.

Фото: ArtFamily / Shutterstock.com

Но даже умеренные феминистки ведут себя странно, делая акцент на равенстве, а не на равноправии. Хотя равенство – это вообще дурное слово касательно homo sapiens. О каком равенстве может идти речь, если все люди разные, с разными генетическими задатками и социальным бэкграундом? Кто-то умнее, кто-то глупее, кто-то красивше, кто-то попроще, кто-то родился на вилле миллионера, кто-то – в провинциальной хрущевке.

Тем более смешно говорить о равенстве, когда речь идет о мужчинах и женщинах, таких разных и биологически, и психологически.

В чем люди должны быть равны, так это в своих правах и возможностях их реализовать. Классический феминизм как раз про это.

Радикальная же идея о равенстве приводит к диковатым последствиям. Если в минском метро вы в час пик увидите милую, но уставшую девушку, то наверняка уступите ей место, за что будете вознаграждены благодарным взглядом. Но не вздумайте повторить то же самое в Нью-Йорке: там за такой "сексизм" можно и на вэрхал нарваться.

Сами с чудесами

Совок не вызывает у меня ностальгии, но из песни слова не выкинешь: именно СССР стал первой страной мира, законодательно закрепившей равноправие женщин и мужчин. Недаром его в шутку называли "страной победившего феминизма". И все, что западные женщины проходят сейчас по части эмансипации, наши прошли еще в прошлом веке.

Прошли – побыли спортсменками и комсомолками, сталеваршами и комиссаршами – и порядком задолбались.

Культовый фильм "Степфордские жены" о безропотных домохозяйках сняли в США в 1970-е годы, и он был жутко актуален. А у нас в те же годы снимали "Москва слезам не верит" – про сильных женщин, уставших от своей силы и мечтающих прислониться к мужскому плечу.

В 1981 году американские феминистки ликовали – Сандра Дэй О’Коннор стала первой в истории США женщиной – членом Верховного суда. По эту сторону океана женщины не только давно работали в верховных судах, но даже и возглавляли их.

Так, еще в 1936 году председателем Верховного Суда БССР стала Ольга Суханова. Причем на этом ее карьера не остановилась – впоследствии она поработала еще и наркомом юстиции.

Ну а когда СССР рухнул и грянули лихие 90-е, накатил, так сказать, естественный феминизм. Главной задачей стало выживание, и остатки патриархальных условностей рассеялись сами собой. Не оглядываясь ни на кого, женщины брали судьбу в свои руки, и не надо было никакой Симоны Бовуар, никакой Андреа Дворкин, чтобы подвигать их к этому.

При этом ни одна постсоветская феминистка в здравом уме не станет кричать: "Kill all men!" Мужчин легко считать "мусором" и "ошибкой природы", живя в стране, на территории которой больше века не было войн, а ГУЛАГа не было вообще. Но когда живешь, как в пороховом погребе, когда видишь войну не только в кино, трижды подумаешь, прежде чем стирать мужчину с лица земли.

Да, наших женщин учить феминизму не надо – они и сами научат кого угодно. Но феминизму разумному – не тому, что демонизирует мужчин, и не тому, что нивелирует женственность, а тому, что полагает равноправное единство.

А уж мы, мужчины, ради наших феминисточек готовы быть и добытчиками, и рыцарями, и даже каменными стенами. Лишь бы не разбирали нас на кирпичики.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки