Учитель решает задания для ЦТ: педагогический эксперимент

Централизованное тестирование стартовало 14 июня с белорусского языка. Разбираемся, можно ли его сдать, если никогда не учил "белмову", как быстро забываешь то, что "зазубривал" раньше, и реально ли получить хороший результат, когда "тыкаешь" наугад.
Учитель решает задания для ЦТ: педагогический эксперимент
Фото: panitanphoto / Shutterstock.com

Журналист Tochka.by предложила написать ДРТ (тестирование для дистанционного решения, находится в открытом доступе на сайте РИКЗ) учительнице и студентке-первокурснице. Для чистоты эксперимента мы тоже приняли участие. Собрали все результаты и мнения по этому поводу и делимся с вами.

После белорусского языка (14 июня) абитуриентов ждут русский язык, обществоведение, математика… Полное расписание можно посмотреть здесь.

Без знаний, но с сертификатом

Наша первая героиня – педагог Любовь Станцель – долгие годы жила в России вместе с матерью и отцом-военным. Папа родом из Беларуси, но по долгу службы жил недалеко от Находки. Там Любовь и ходила в школу. Среди предметов, естественно, не было белорусского языка – учеба шла по российским стандартам.

Семья вернулась в синеокую, когда дочь перешла в 10 класс. Два последних школьных года девушка провела на домашнем обучении из-за проблем со здоровьем. Белорусский не учила и не сдавала – от экзаменов ее освободили. А в университете, где получала педагогическое образование, мову застала только на первом курсе.

"Белорусский я не знаю от слова "совсем". Тем не менее, как учитель часто сталкивалась с достаточно большим количеством материалов на этом языке. Но к счастью для меня, все они всегда дублировались на русском," – вспоминает она.

Любовь Станцель. Фото предоставлено собеседницей Tochka.by

Мы предложили Любови написать ДРТ по мове, чтобы посмотреть, можно ли успешно сдать тесты, не изучая язык.

Вариант состоит из 40 заданий: 30 – часть А, 10 – В. На решение отводятся традиционные 120 минут.

В чем суть заданий – Любовь разобралась достаточно быстро: сработали ассоциации с русским языком. Цепочку аналогий пыталась выстроить и применить на весь тест. Получилось не везде.

"Половину заданий приходилось делать наугад. Были слова, которые для меня совершенно непонятны," – делится впечатлениями она.

Но переводчиком принципиально не пользовалась. Сомневаясь в заданиях (а это было часто), ничего не "гуглила" в надежде получить ответ – все было честно.

"В отведенные 120 минут я уложилась. Сделала достаточно быстро. Ведь долго сидеть над материалами, когда в голове ни единого правила, не имеет смысла," – объясняет она.

В результате получила 36 баллов. Шутка ли, но это проходной даже для будущих филологов! То есть сертификат о сдаче ЦТ Любовь несомненно заслужила.

"Что-то с памятью моей стало"

Наша вторая героиня – студентка Екатерина Кузьмина. Она сдавала ЦТ год назад. По английскому тогда набрала 71 балл. Самым сложным заданием для Кати был поиск ошибок в тексте. Поэтому очень обрадовалась, когда из тестирования убрали второй подобный вопрос.

Результата в 71 балл девушке с лихвой хватило для поступления в МГЛУ на специальность "Преподаватель английского языка и второго иностранного со специализацией".


Екатерина Кузьмина. Фото предоставлено собеседницей Tochka.by

Мы попросили Катю сдать ДРТ этого года и рассказать, удалось ли сохранить школьные знания. А еще – как отразилась профильная учеба на результатах тестирования.

"61 балл. Не удивительно, ведь забылось ровным счетом то, что когда-то плохо выучила. Например, правописание у меня всегда было "шатковатым," – отметила она.

При этом девушка выразила уверенность, что за год в университете она хорошенько подтянула английский язык в целом. Например, знатно подняла уровень владения устной речью, разобралась в некоторой тематической лексике.

"И ошибок по тексту стало значительно меньше, очевиден прогресс в словообразовании на узнавание части речи слова," – поделилась успехами Катя.

Мнение учителя

Высказала свое мнение по поводу тестирования по английскому и Любовь Станцель. Тем более, это один из ее предметов преподавания.

"В прошлом году я вела занятия в профильном 8-й классе, и были две девочки, которым нужны были более сложные задания. Я распечатывала для них ЦТ прошлых лет. За годы практики в школе я неплохо изучила вопросы из тестирований. И есть с чем сравнить," - рассказывает Любовь.

Она хорошенько "проштудировала" ДРТ этого года и вынесла однозначный вердикт: очень легко.

"Гораздо легче, чем задания 2017-2018 годов. Если подобный вариант будет и на ЦТ, думаю, нам стоит ждать высоких результатов у абитуриентов. Хорошо написать тест смогут дети из обычных школ, непрофильных классов и без занятий с репетиторами," – предполагает Любовь.

Например, задание с текстом, по мнению экс-учительницы, вполне подойдет для сильных ребят из шестого или для хорошистов из седьмого классов.

"По грамматике, где нужно применить правильное время, тоже совсем несложные вопросы", - продолжила перечислять она.

Интересной назвала Любовь часть В. Отдельно выделила словообразование, где из одной части речи нужно сделать другую.

"Не увидела заданий на условные предложения с частицей if," – отметила она.

Но в целом, тест ей понравился, ошибок не заметила.

На сколько же сама учительница сдала это ДРТ? 93 балла. Ошиблась в ненавистных для нее артиклях.

"Тык" удачи

А теперь – журналистский эксперимент. Наугад решить задания ДРТ мне удалось всего за 20 минут. Подавляющее количество времени ушло на поиск подсказки в формулировке задания "выберите вариант" (значит, ставим один крестик в ответе) или "вариантЫ" (несколько крестиков).

Кстати, сейчас такой подход не особо работает: практически везде несколько ответов.

Фото предоставлено собеседницей Tochka.by
Когда было сделано, пожалуй, самое трудное в методе "тыка" – заполнение бланка – на экране загорелся результат в 26 баллов.

Удивительно, но с такой "оценкой" я могу стать студентом даже специализированных филологических факультетов.

Сила ума

Семь лет назад я написала ЦТ по русскому на 97 баллов – ошиблась в одном задании. Сейчас даже не помню, в каком.

Тогда подготовка шла в турбо-режиме: в школе я всегда предпочитала точные науки гуманитарным. Но за полтора месяца упорной работы с результата в 53 балла по тесту ЦТ за предыдущие годы набрала первую сотку. Радости было примерно "в пределе беспредела".

Спустя семь лет к прохождению ДРТ снова отнеслась крайне ответственно: ничего не подсматривала, не гуглила. В итоге сорок заданий решила за час. Стопорилась на части В, где нужно было подумать над морфологией и составом предложения.

Особенно запомнила задание на определение подлежащего, дополнения, определения и других. Ох уж это запутанное псевдосложное сказуемое "ушел пить [чай]". Тоже думаете, что оба глагола относятся к подлежащему? А вот и нет. Тест утверждает, что второй превращается в обстоятельство: ушел (с какой целью?) пить чай.

Хотя, на мой взгляд, спорно…

За семь лет прилично забылись некоторые словарные слова, в голове запуталось написание безударной корневой гласной, зависящей от далее идущего суффикса. Уф, стыдно. Надеюсь, моя учительница русского языка это никогда не прочитает.

В итоге набрала 72 балла: где мои еще 25 от прежнего результата?.. Хмыкнула, пошла искать прежние конспекты по русскому. Буду вспоминать.

Но выскажу субъективное мнение: кажется, сертификат по ЦТ сможет получить практически любой абитуриент. Даже тот, кто придет без подготовки. Ведь в нашем эксперименте было сразу две успешные попытки "натыкать" на приемлемый балл.

Что удивительно: этого может быть достаточно даже для специализированных факультетов. Если честно, как-то грустно: неужели из стен филфака выйдет тот, кто когда-то набрал всего 25-30 баллов на ЦТ по русскому или белорусскому языку…

>>> Больше интересных новостей – подпишитесь на наш Telegram

Читайте также: