В плену понтов: чему нас учит трагедия "Титаника"

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев считает, что историю легендарного кораблекрушения ХХ века нужно преподавать на кафедрах психологии и социологии, а также в академиях управления.
В плену понтов: чему нас учит трагедия "Титаника"
Коллаж: Tochka.by

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года посреди океана затонул трансатлантический лайнер "Титаник", невзначай столкнувшийся с айсбергом. Его крушение стало не только страшной трагедией и одной из крупнейших морских катастроф в истории, но и социокультурным мемом, символом роковой неотвратимости и расплаты за дешевое понтование.

Понты дороже шлюпок

Чем отличаются понты от здоровых амбиций? Здоровые амбиции – это когда ты стремишься быть лучше или делать что-то лучше, а понты – это когда ты пытаешься казаться лучше. Так вот "Титаник" был прям-таки окружен понтами.

На тот момент он считался самым большим кораблем в мировой истории, но его создателям этого было мало – они его позиционировали еще и как самый надежный и непотопляемый корабль в мире. (Хотя любой моряк скажет, что в море непотопляемо только оно.) Ну а раз корабль так надежен, зачем ему лишние спасательные шлюпки и всесторонне подготовленный экипаж!

Тарелка с британского пассажирского лайнера "Титаник". Фото: Никитин Максим / ITAR-TASS
Как известно, на борту "Титаника" было всего 20 спасательных шлюпок, которые могли вместить 1178 эвакуантов. При этом потенциальная вместимость лайнера достигала 3547 человек. В первоначальном проекте судно предполагалось оснастить 48-ю шлюпками, но судоходная компании и верфь решили ограничиться двадцатью. Безопасней от этого "Титаник", естественно, не стал. 14 апреля на его борту находилось 2224 человека – 1316 пассажиров и 908 членов экипажа – так что имеющихся шлюпок не хватало даже для "цивильных".

Экипаж судна не был готов к чрезвычайным ситуациям. Учения по эвакуации проводились лишь раз, когда судно еще стояло в доке. Перед отплытием из Саутгемптона с пассажирами тоже не проводилось никаких учений. Инструктаж по посадке в шлюпки был запланирован на утро 14-го апреля, но из-за сильного ветра капитан его отменил.

Столкновение с реальностью

Кстати, о капитане. Раз уж корабль самый-самый, то и управлять им должен кто-то под стать. Эдвард Смит был самым высокооплачиваемым капитаном британского пассажирского флота и считался наиболее опытным в своем деле – его капитанский стаж насчитывал 26 лет. По завершении рейса 62-летний Смит собирался уйти на пенсию.

Да, он был уважаемым, но слишком самонадеянным человеком, на судах под его командованием то и дело случались какие-то инциденты. В 1889 году сел на мель управляемый им корабль "Репаблик". В 1890 году участь "Репаблика" разделило судно "Коптик". В 1904-м произошел пожар на пароходе "Маджестик", а в 1906-м на судне "Балтик". В 1911 году, за год до трагедии "Титаника", трансатлантический лайнер "Олимпик", которым Смит командовал с первого рейса, столкнулся с британским военным крейсером "Хоук".

Казалось бы, здравый смысл должен был подсказать судоходной компании не связываться с таким "асом", но понты опять взяли верх: иметь у себя на борту самого уважаемого и высокооплачиваемого капитана – это же так круто!

Во всем или почти всем, что произошло дальше, есть и немалая "заслуга" Смита. С самого утра 14 апреля экипажи лайнеров, курсирующих неподалеку, начали передавать сводки о надвигающихся айсбергах, но команда "Титаника" их игнорировала. Более того, Смит приказал раскочегарить на полную все котлы и разогнал "Титаник" до максимальной скорости – ему хотелось блеснуть напоследок и поставить рекорд, прибыв в Нью-Йорк на полдня раньше, чем требовало расписание.

Под стать капитану была и команда. Последнее сообщение об айсбергах поступило на корабль за 40 минут до столкновения, но радист прервал связь, даже не дослушав сводку до конца. Вы будете смеяться, но у команды "Титаника" не было даже биноклей: Смит уволил своего второго помощника, а тот в отместку утащил ключи от сейфа, где лежали бинокли для впередсмотрящих.

Детский башмачок с британского пассажирского лайнера "Титаник". Фото: Никитин Максим / ITAR-TASS
После столкновения с айсбергом эвакуация пассажиров была организована из рук вон плохо – сказалось отсутствие подготовки к чрезвычайным ситуациям. Многие члены экипажа долгое время не знали даже, что судно тонет. Так, рулевой на корме узнал о последствиях столкновения лишь после начала эвакуации – со своего поста он связался с мостиком и поинтересовался, почему мимо него плывут шлюпки.

Как это часто бывает, когда самонадеянность сталкивается с реальностью, поняв, что дело швах, капитан впал в шок: он не старался оптимизировать работу команды, не призывал ускорить медленно идущую эвакуацию, не слушал других членов экипажа, отдавал им невнятные, противоречивые приказы, не следя при этом за их исполнением.

Недостаточное количество шлюпок можно было компенсировать тем, чтобы усадить в них как можно больше людей – но капитан не отдал такого распоряжения. Если бы шлюпки были заполнены полностью, спаслись бы, по меньшей мере, еще полтысячи человек.

Понты = кранты

Исследователи трагедии "Титаника" не раз подмечали горькую иронию момента: корабль был назван в честь титанов, героев древнегреческих мифов, которые, поддавшись гордыне, решили свергнуть богов-олимпийцев, но проиграли и были низвергнуты в Тартар. "Кто возвышает себя, будет унижен", – говорят в таких случаях христиане, считающие гордыню одним из семи тягчайших грехов.

Я человек не религиозный и далек от того, чтобы потрясать указательным пальцем: мол, постигла "Титаник" кара небесная. Но если абстрагироваться от теологических выкладок, в любой "небесной каре" можно найти земную закономерность. В гибели "Титаника" она тоже была.

Если бы проектанты лайнера не кидали понты, создавая ему репутацию непотопляемого, может, и судоходная компания не пренебрегла бы шлюпками, да и капитана бы выбрала более молодого и менее самонадеянного. Если бы Эдвард Смит не разгонял корабль во все тяжкие, а заодно прислушивался к коллегам, "Титаник", поди, полвека бы еще бороздил моря-океаны.

Человек, подверженный самонадеянности и гордыне, перестает адекватно воспринимать реальность и трезво оценивать свои возможности. Понты у него начинают превалировать над рациональными действиями. Закономерность эта справедлива как для отдельных людей, так и для групп, и даже для государств.

И вот уже очередной "Титаник" раскочегаривает котлы брикетами понтов, угрожая всех на своем пути превратить "в радиоактивный пепел" – но в итоге мы слышим лишь скрежет реальности по его надутым бортам.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки