Два века назад мудрый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен написал сказку на все времена. Называлась она "Новое платье короля" и повествовала о том, как двое мошенников "впарили" одному самодержцу пустоту вместо обещанной обновки и никто вокруг не решился сказать ему правду об этом. Никто, кроме маленького мальчика, который воскликнул во всеуслышание: "А король-то голый!"
Впервые сказка была опубликована 7 апреля 1837 года. В Дании тогда правил король Фредерик VI. Поначалу он слыл вполне себе сносным правителем: держался принципов просвещенной монархии, лишил помещиков привилегии назначать судей, отменил крепостное право и рабство в вест-индских колониях. Короче, сделал немало хорошего.
Но потом король совершил глупость: ввязался в наполеоновские войны на стороне Франции. Для Дании они обернулись поражением, полным разорением и потерей Норвегии, в унии с которой датчане прожили почти три столетия.
В общем, у Ганса Христиана был повод отпустить шпильку на королевскую тему. Хотя сюжет сказки он придумал не сам, а позаимствовал его из новеллы испанского писателя Хуана Мануэля, опубликованной еще в 1335 году и, вероятно, тоже бывшей весьма актуальной для своего времени.
Слово за слово
Что и говорить, над проблемой "народ безмолвствует" лучшие умы человечества размышляли давно. Однако научный подход к ней появился лишь в наши дни.
В 1970-х годах немецкий политолог Элизабет Ноэль-Нойман выдвинула концепцию "спирали молчания", согласно которой человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если будет чувствовать, что находится в меньшинстве – боясь критики или остракизма.
Так возникает пресловутое "общественное мнение", которое якобы отражает мнение большинства. Чем активнее масс-медиа обсуждают это "мнение", тем меньше людей готовы высказывать альтернативное.
В странах, где СМИ плотно контролируются государством и обслуживают пропагандистские нарративы, ситуация усугубляется: возникает представление о "правильном" большинстве и "неправильном" меньшинстве. Из каждого утюга людям твердят: наш народ думает так-то и так-то, а кто с ним не согласен, тот маргинал и отщепенец. Это сводит на нет плюрализм мнений, приводит к консерватизации общества. А иногда и к чему похуже.
Вырваться из "спирали молчания" можно, лишь открыто выражая свое мнение, право на которое, кстати, закреплено в конституциях многих стран мира. Да, в ответ можно нарваться на критику (а то и на кое-что похуже), но зато так легче найти единомышленников, понять, что вы не одни, и даже вдохновить людей со схожими взглядами высказывать их смелее. Люди ведь могут отрицать реальность не потому, что не видят ее сами, а потому, что думают, что ее не видит никто, кроме них.
Обычно внутри "спирали молчания" человеку свойственны мысли: "Я знаю, что со мной никто не согласен, поэтому помолчу… Не знаю, высказывать ли мне свое мнение, меня же никто не поддержит… Чего я буду с ними спорить, у них же другая точка зрения…" Зато когда кто-то разрывает спираль, человека как озаряет: "Я и не надеялся, что кто-то еще может думать так же. Какое облегчение!" Поэтому людям так важно говорить друг с другом, особенно если вокруг культивируется безмолвное соглашательство.
Сказочке не конец
Разрыв "спирали молчания" предшествовал многим национально-демократическим преобразованиям. Например, знаменитая Бархатная революция в Чехословакии началась с малочисленной демонстрации в Братиславе, проведенной 25 марта 1988 года католическими активистами. Участвовали в ней всего две тысячи человек, и она была быстро разогнана полицией. Но сам факт ее проведения прервал многолетнюю тишину, царившую в стране после подавления Пражской весны. В обществе мало-помалу начался движ.
А через полтора года, 26 ноября 1989-го, в центре Праги состоялся грандиозный митинг, участниками которого стали уже 700 тысяч человек. Спустя несколько дней коммунистический режим в Чехословакии пал.
Еще один характерный пример разрыва "спирали молчания" – движение #МеТоо. Когда в 2017 году несколько женщин рассказали прессе свои истории о сексуальных домогательствах, это породило целую лавину таких же признаний. Оказалось, что это не отдельные частные случаи, а целая социальная проблема.
Правда, потом под этот хештег набежали толпы малахольных, решивших поквитаться со своими бывшими или просто хайпануть на горяченьком, так что изначально здравый почин обернулся шквалом скандалов и хейта. Да и у закоперщиц движения рыльце оказалось в пушку: в августе 2018-го СМИ сообщили, что актриса Азия Ардженто, стоявшая у истоков #МеТоо, в свое время сама не чуралась домогательств.
Все это порядком дискредитировало митушный хештег, что, впрочем, не отменяет главного: разорвав "спираль молчания", женщины вскрыли довольно болезненный социальный нарыв.
Иногда "спираль молчания" разрывается случайным, почти анекдотическим образом, как это произошло давеча с одним известным российским олигархом и не менее известным музыкальным продюсером. Всего-то поговорив полчаса по телефону, они, сами того не желая, стали главными правдорубами всея Руси. Не то чтобы это привело к каким-то глобальным сдвигам – ну так и сказочке же еще не конец. Уймы людей тем временем поняли: так думают не только они и Навальный с Байденом, но и куда более неожиданные персонажи.
У Андерсена в сказке тоже, кстати, открытый финал: услышав мальчика, доселе молчавшие люди стали шепотом передавать друг другу слова ребенка, пока все не закричали в голос: "Да, ведь король-то голый!" Король и сам уже это понял, но продолжал идти дальше, как будто ничего не произошло – "надо же было довести церемонию до конца". А за ним шли его камергеры, поддерживая шлейф, которого не было. Грустное зрелище, короче. Как, впрочем, и все, что связано с королями.
*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber