В воскресенье, 26 февраля, в сети появилась информация, что на военном аэродроме Мачулищи якобы прогремели два взрыва, которые повредили самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВВС России.
В этот же день наши читатели сообщали редакции о том, что в районе предполагаемого ЧП усилены военные патрули, туда же подтянулись спецавто Следственного комитета и других органов.
Tochka.by узнала, что официально известно на данный момент по этому поводу.
Режим тишины
Версии случившего ходят разные: "партизаны" из плана "Перамога", украинские диверсанты, технические неполадки с самолетом. А может быть, никаких взрывов и не было. Прояснить ситуацию могли бы официальные комментарии.
"Нет, нам нечего здесь сказать. Это все-таки информация, которая была опубликована, в ней шла речь о Беларуси, и Беларусь опровергла", – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
С белорусской стороны единственным спикером, кто хоть каким-то образом прокомментировал эту ситуацию, стал заместитель министра иностранных дел Беларуси Юрий Амбразевич.
"Учитывая отсутствие официальной реакции, я глубоко убежден, что это очередной фейк (претензия), направленный на то, чтобы подчеркнуть определенные провалы в нашей национальной безопасности», — сказал он в кулуарах конференции ООН по разоружению в Женеве агентству Reuters.
Минобороны третий день не комментирует возможные взрывы в Мачулищах. Tochka.by на протяжение всего этого времени пыталась связаться с пресс-службой ведомства, но там лишь посоветовали "читать сайт министерства".
При этом ранее пресс-служба Минобороны комментировала различные ЧП и сообщения о них в сети. Так, например, в конце января военное ведомство опровергло информацию о взрыве двигателя российского истребителя над Молодечно. В то время проходило летно-тактическое учение Беларуси и России.
Точно так от комментариев в последние три дня отказались представители других силовых и гражданских ведомств, вопросы которым адресовали журналисты портала.
Воздушная разведка
На аэродроме в Мачулищах базируется транспортная авиация и боевые вертолеты Вооруженных Сил Беларуси.
Российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 содержался поодаль от белорусской военной авиации.
Самолет редкий и дорогой. Это целый командный пункт: ищет и ведет воздушные и надводные цели.
На 2022 год ВВС России располагали тремя базовыми А-50 и шестью модернизированными – с литерой "У".
Разработали А-50 еще в советские времена. Приняли самолет на вооружение в 1989 году. Построен он на базе военно-транспортного Ил-76.
По свежим снимкам со спутников невозможно сказать, получил ли самолет какие-либо повреждения.
Maxar has these images of the A-50 AWACs aircraft at the Machulishchy Air Base in Belarus from today. I can’t see any dramatic damage (image: @Maxar) pic.twitter.com/Smm8ULgqkh
— Gianluca Mezzofiore (@GianlucaMezzo) February 28, 2023
Эти кадры опубликовал журналист-расследователь CNN Джанлука Меццофиоре. Как утверждается, снимок был сделан со спутника Maxar 28 февраля.
В публикации журналист отметил, что судя по свежему фото, борт передислоцировали в другое место.
Кстати, кроме А-50 на авиабазе в Мачулищах также базируются российские истребители МиГ-31К, которые могут нести гиперзвуковые ракеты "Кинжал".
Атака дронов?
Российские военкоры Юрий Котенок и Семен Пегов отмечают, что аэродром, вероятно, атаковали беспилотники.
Дело в том, что средства ПВО не могут заметить дроны — они слишком маленькие и не оставляют за собой каких-либо следов.
Но современные дроны не должны были долететь до Мачулищ. Вокруг военного аэродрома огромная бесполетная зона размером с целый Минск. Это означает, что любой гражданский аппарат откажется летать над территорией с запретными координатами.
В тех дронах, где функция запрета не реализована, вся ответственность ложится на оператора беспилотника. Но тут в действие должна была вступить защита белорусских военных: применяется ли она на авиабазах, как функционирует и имеет ли слабые стороны – белорусские военные не комментируют.
В сентябре 2020 года Госкомвоенпром Республики Беларусь заявил, что "КБ Радар" разработал и наладил серийное производство комплексов противодействия мультикоптерам "Гроза-Z1".
Комплекс способен в полностью автоматическом режиме обнаруживать коммерческие дроны и блокировать его управление на дальностях до полутора километров и высотах до 1 000 метров.
Как подчеркивается, он предназначается для защиты объектов от несанкционированного вторжения дронов, которые могут использоваться для осуществления фото- и видеосъемки, а также доставки опасных предметов, в том числе взрывных устройств. Результатом противодействия комплекса становится падение дрона или его возврат в точку старта.
Если представить, что на авиабазе в Мачулищах используется именно эта разработка "КБ Радар", то в какой-то момент она могла оказаться отключена. Ведь система подавляет сигналы всех устройств – как чужих, так и своих. Это и могло стать тем самым уязвимым окном для атаки.
Второй возможный сценарий – атака с расстояния свыше 1 км, куда на достигают помехи "Грозы-Z1". Но это весьма большая высота для коммерческого дрона, а вероятность прицельного попадания взрывным устройством с нее очень невелика.
Есть у белорусского ВПК и комплекс обнаружения операторов дронов – "Гроза-О". Он предназначен для автоматизированного поиска на местности и видеорегистрации людей, которые управляют дронами. Комплекс состоит из летающей платформа на базе квадрокоптера Matrice 210 с пеленгаторной антенной, двухканальным цифровым радиоприемником и видеокамерой, пульта управления с планшетным компьютером и специального программного обеспечения для него.
Пока информации о том, что белорусские силовики кого-либо задержали в связи с этим громким делом, не поступало. При этом, как сообщается, в ночь на 27 февраля усилен досмотр на границах Беларуси не только с ЕС, но и Россией.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber