Отработка платников и экзамены-2024: собрали главное с совещания у Лукашенко

Наталия Тычко
Глава государства провел заседание по теме образования. Среди вопросов – вступительная кампания-2024, распределение студентов и вопрос переполненности школ.
Отработка платников и экзамены-2024: собрали главное с совещания у Лукашенко
Фото: Tochka.by

Тему образования снова подняли во Дворце Независимости: глава государства Александр Лукашенко собрал специалистов сферы на совещание, пишет близкий к пресс-службе президента Telegram-канал "Пул первого".

Обсуждали как учебный процесс в школе, так и поступление в вузы.

"Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество", – констатировал Александр Лукашенко.

Он подчеркнул: сентябрьская встреча с министром образования планировалось давно. Еще во время доклада о готовности к новому учебному году. Того самого, который Лукашенко у главы профильного ведомства (и фактически правительства) не принял. Тогда многие школы были не готовы к приему детей, не решенными оставались вопросы подвоза детей к школам, питания учащихся.

Что будут сдавать абитуриенты-2024

По итогам совещания глава государства заявил, что ответы на основные вопросы выработаны. В том числе, и по стабильности образовательной системы.

Так, принято решение пока остановиться на сдаче выпускниками школ двух ЦЭ. Тем, кто собирается поступать в вуз, нужно будет сдать и одно ЦТ.

Однако глава КГК Василий Герасимов предложил ввести устный экзамен по гуманитарным наукам.

"Но полностью ломать опять систему, по нашему мнению, нецелесообразно", – отметил Герасимов.

По его словам, если бы не случаи с пересчетом баллов, то "каких-либо особых нареканий со стороны населения" не было бы.

Но говорить о том, что систему образования перестанут реформировать, рано. Так, Лукашенко не исключил в будущем экспериментов в ходе вступительной кампании. В частности, речь шла о проведении предварительного собеседования или внутреннего экзамена в отдельных вузах.

Для платников хотят ввести обязательную отработку

После обучения в белорусских вузах всем студентам нужно пройти через обязательную отработку, с таким предложением выступил глава Минобразования. По его словам, у нас в стране нет платного образования: государство либо университет дотирует обучение всех студентов.

"Сегодня платник возмещает не более, чем 50-70% от стоимости своего образования", – заявил Иванец.

Лукашенко считает, что стоит рассмотреть вариант увеличения срока отработки, и в этом плане нужны запретительные меры, даже если такой шаг будет непопулярным.

"Хотя бы полузапретительные: допустим, пять лет. Правильно, целевик – не менее пяти лет. А может быть, еще и ориентировать где-то аккуратно до семи лет", – сказал Лукашенко.

Кроме этого, министр образования заявил: по всем специальностям можно принимать до 60% целевиков от общих цифр приема, по отдельным специальностям (аграрный профиль) – до 70%, медиков – до 80%.

"Действующие правила приема позволяют принять более половины абитуриентов либо без экзаменов, либо по внутреннему вступительному испытанию", – рассказал Иванец.

Нужны хорошие учебники и учителя

Серьезной недоработкой Минобразования глава государства назвал проблемные учебники: к качеству пособий по-прежнему есть вопросы.

"Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками," – заявил Лукашенко.

По его словам, пособие не должно отталкивать ученика: надо его хорошо проиллюстрировать, выбрать подходящий шрифт. Он потребовал сделать "нормальное" пособие и принести ему, показать.

"Если даже там кратко написано – учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом", – отметил Лукашенко.

Глава государства также обратил внимание на подготовку учителей и преподавателей в вузах. По его словам, на педспециальностях недоучивают. Как следствие и учебники страдают, и уровень знаний студентов.

"Учитель, преподаватель из своих опыта и знаний должен туда приносить. А мы все ищем букварь, где будет прописано, как мы [учителя – Tochka.by] себя должны вести", – подчеркнул Лукашенко.

Он также констатировал: по целевому направлению в вузы приходят и те студенты, которые практически не сдают вступительных испытаний. Изначальный уровень знаний у них может быть невысоким.

"Большинство целевиков мы хотим у вас [в вузах – Tochka.by] подготовить и направить туда, куда надо. <...> Тут вы уже должны государству помочь – подготовить их как следует", – резюмировал Лукашенко.

Зачислять детей в "пустующие" школы

Лукашенко потребовал загрузить все школы страны, в первую очередь, в Минске. По его сведениям, в центральных районах столицы детей практически нет, и учреждения образования фактически пустуют.

"Лучше подвезти детей из микрорайонов в эти школы – намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей", – подчеркнул Лукашенко.

Он дополнил: "надо по-хозяйски, без излишеств" подойти к решению проблемы. А то "начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов, а в центральных районах Минска <...> школы <...> не заполнены".

Президент также подчеркнул: к благоустройству школ нужно обязательно привлекать детей.

"Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее", – поручил Лукашенко.

Сборы денег с родителей и шестой учебный день

Лукашенко высказался, что не видит ничего плохого в сборе денег с родителей школьников на нужды класса.

"Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать", – рассказал глава государства.

Он пояснил, что не следует на "каком-то совете" решать, какие именно суммы сдавать родителям. А если "полтора человека" откажутся сдавать деньги, то и не надо. В бюджете средства на школы найдутся.

"Но, если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу. У нас люди уже не бедные", – отметил Лукашенко.

Коснулся президент и темы шестого школьного дня. Он подчеркнул, что в субботу нужно уделять внимание здоровью ребят, а не факультативам.

Не превращать столовые в рестораны

Лукашенко поручил серьезно разобраться в организации школьного питания. По его словам, не нужно превращать школьные столовые в рестораны.

"Не жалко для детей. Мы детей можем накормить нашими продуктами, у нас их хватает. Но половина всего уходит не на детей", – отметил глава государства.

Он также поручил прекратить эксперименты в питании школьников. В частности, его смутил ход закупки дополнительного оборудования для школьных столовых. Так, некоторые заведения подавали заявки на приобретение пароконвектоматов.

"Мы слишком "разбэшчана" себя ведем с бюджетными деньгами", – заключил президент.

Если кого-то не устраивает министр – ищите другую работу

Президент призвал не мешать работать министерству и министру образования.

"Они разумные люди и знают, как решать те или иные вопросы согласно закону, законодательству и Конституции", – подчеркнул глава государства.

Лукашенко предупредил специалистов профильного ведомства: если кого-то не устраивает министр или руководство, надо искать другую работу.

"Вы понимаете мои намеки и знаете, о чем идет речь", – отметил президент.

Кроме того, Лукашенко поручил заняться конкретными сферами школьного образования главам области:

"Автобусы, питание и прочее – это вопросы губернаторов и председателей райисполкомов", – заявил глава государства.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки