Платон не друг: уютно ли жить в "идеальном государстве"

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев полагает, что некоторые политики современности чересчур увлеклись идеями древнегреческого философа.
Платон не друг: уютно ли жить в "идеальном государстве"
Фото: Dragon Images / Shutterstock.com

Люди сегодня любят поныть: и то им не так, и это не эдак. Многие из них даже не подозревают, что живут в идеальных государствах. Ну или почти идеальных. Не верите? Думаете, идеальное государство – это Швеция какая-нибудь или Великобритания, на худой конец, США – и нам до них как до луны пешком?

А вот Платон бы со мной согласился. Он-то быстро смекнул, что идеальное государство – это не про всякие там свободы с правами, а про стабильность и дисциплину, когда 24/7 все заботятся только об общем благе и ни разу о себе.

Платон родился в аристократической семье и ни в чем не знал недостатка. Жил он в Афинах в период расцвета демократии. Что делать наследнику богатых родителей, имеющему возможность говорить все, что вздумается? Естественно, ругать демократию, которая ему эту возможность дала! Он ее и ругал. А попутно обдумывал план устроения идеального государства, в котором и близко бы не было всех этих ваших демократий.

Фото: Anastasios71 / Shutterstock.com
Свою философию государственного строительства Платон изложил в трех диалогах: "Государство", "Политик" и "Законы". Но прежде, чем понять, как он представлял само государство, вспомним, на чем зиждилось его учение в целом.

По мнению Платона, изначально все вещи были задуманы и созданы совершенными. Но с момента создания прошло так много лет, что вещи начали портиться. К счастью, есть мир идей – эдакая database мироздания, где под покровом вечности хранятся эталоны всех существующих в мире вещей или эйдосы.

На земле же влачат существование лишь жалкие их отражения. Человеку, в отличие от прочих вещей, дана свобода воли, так что если соблюдать изначальные уложения, жить, как жили славные предки, отказаться от всяких демократических химер, можно и на земле построить совершенный мир. Хотя бы в одном отдельно взятом государстве.

Идеальное государство, считал Платон, должно быть устроено по принципу справедливости, которую он понимал так: интересы целого, то бишь, державы, должны быть важней интересов частного, то есть, индивида. "Единица – вздор, единица – ноль", – как позже напишет другой классик, тоже, видать, обчитавшийся Платона.

Приверженности правильным ценностям нужно добиваться особым воспитанием. Для этого надо ввести в обиход специальный миф – внушить людям, что они порождены землей, а значит, в первую очередь должны заботиться о своей стране, а не о себе любимых. Чем скорей удастся это внушить, тем лучше для страны.

Фото: stockstation / Shutterstock.com
В деле воспитания большое значение придается искусству. В идеальном государстве допустимы только такие произведения, которые формируют в людях правильные качества. Ну а все, что создано ранее, надо пересмотреть и оставить лишь то, что соответствует указанному критерию. Остальное – в топку.

Какие качества Платон считал правильными?

"Никто никогда не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины, – писал он. – Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда – и на войне, и в мирное время – надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться – например, по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, умываться, питаться, пробуждаться ночью для несения охраны и для исполнения поручений... Словом, пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно".

Население идеального государства делится на три сословия: философов (они же правители), воинов-стражников и ремесленников с земледельцами ( простой народ). При этом правителей ни в коем случае нельзя выбирать всенародным голосованием – это опасно для общества, так как народ может избрать не того человека: слабого, нечестного, плохо заботящегося об общем благе.

Воинам, то бишь, силовикам, надо неустанно внушать, что существует древнее пророчество, согласно которому государство рухнет, если к власти придут "не те" люди. Что делать, если находящийся у руля философ за годы власти слегка подпортился и вытворяет такое, что ховайся в эйдос? На сей счет, увы, ценных указаний нет.

Конечно, Платон понимал, что такой порядок многим может прийтись не по вкусу, но и эта проблема решаема: те, кто препятствуют распространению "правильных ценностей", должны быть изгнаны из страны. Да и вообще идеальному государству следует быть закрытым, чтобы в него не проникли никакие сторонние веяния и чаяния – ведь чужие (а значит, ложные) ценности могут смутить население, и оно начнет сомневаться в "правильных".

Как Платон ни старался, воплотить свое учение в жизнь ему не удалось. В 389 году до н.э. философ отправился на Сицилию, где попытался построить идеальное государство. Поначалу сицилийцы приняли его радушно и даже дали ему возможность поэкспериментировать, но хватило их лишь на полгода, после чего эксперимент был свернут, а новоявленный идеолог продан в рабство, из которого он освободился с большим трудом.

Знай Платон, что через несколько тысяч лет появятся народы, готовые десятилетиями терпеть над собой эксперименты, он, поди, был бы счастлив по самые эйдосы.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки