Амазонки без границ: что не так с современным феминизмом

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев пытается понять, как движение за права женщин вылилось в идеологию противостояния мужчинам.
Амазонки без границ: что не так с современным феминизмом
Фото: AdriaVidal / Shutterstock.com

Люди любят праздники. Чем больше праздников, тем лучше. Людям мало одного Нового года, Дня благодарения или Йом-кипура, поэтому кроме всенародно-массовых празднеств в мире существует множество локальных междусобойчиков – от Дня шахтера до Дня брачных агентств, от Дня "Звездных войн" до Дня туркменской дыни. Есть даже День отдыха от всех праздников, который (не) празднуется 4 июля.

Свой праздник есть и у феминисток. Раньше таковым было 8 Марта, которое изначально задумывалось как день солидарности женщин в борьбе за свои права и эмансипацию. Но, уйдя в массы и став популярным, оно быстро превратилось в день розовых букетов и домашних тапочек, что, видимо, было милее большинству барышень, чем какая-то странная эмансипация.

Но феминистки не сдались и придумали себе новый праздник – Международный день феминизма. Отмечать его они решили 30 мая, в день казни Жанны д’Арк. Тут уж не до тапочек.

Мои друзья считают меня антифеминистом, но они ошибаются. К идеям классического феминизма я отношусь с почтением. Как и к любым идеям, предполагающим равноправие и не путающим его с равенством.

Но беда в том, что от классического феминизма сегодня остались если не рожки да ножки, то уж точно хвостик да гривка, а к тому, во что он умудрился выродиться, трудно испытывать почтение.

Начинали за здравие

А ведь поначалу идея и впрямь была здравой и феминисткам было за что сражаться. В это сегодня трудно поверить, но еще во второй половине ХХ века представительницы прекрасного пола были лишены целого ряда гражданских прав – даже в европейских странах.

Так, в Швейцарии женщины в полной мере обрели избирательное право лишь в 1971 году, в Португалии – в 1974-м, в Испании – в 1976-м. В Лихтенштейне женское избирательное право и вовсе было введено только в 1984-м.

Хотя бороться за свои права женщины начали еще раньше, в середине XIX века. В 1839 году благодаря кампании, развернутой поэтессой Каролиной Нортон, в Великобритании был принят Акт об опеке над детьми, закрепляющий права женщин на опеку в случае развода.

Постепенно инициативы отдельных активисток слились в широкое общественное движение – сперва суфражизм, затем феминизм. За полтора века женщины сумели добиться многого: права голосовать и получать высшее образование, работать и владеть частной собственностью, заниматься политикой, бизнесом, спортом и т.д. Равноправие стало реальностью – во всяком случае, в цивилизованных странах. И феминистки оказались в ситуации, когда хата построена, а разбегаться не хочется.

Произошло то, что ученые называют "размыванием концепта" – когда заявленные цели достигаются, системе, чтобы функционировать дальше, приходится генерировать новые, порой весьма далекие от исходных. Так появился радикальный феминизм.

Его основные идеи еще в 1970-х годах сформулировала американская писательница Кейт Миллет. Она всю жизнь страдала от психического расстройства и даже несколько раз пыталась покончить с собой – но вместо этого написала книгу "Политика пола", где сформулировала теорию патриархата.

Человеческое общество, утверждала Миллет, основано на патриархальных столпах. Мужчины всю дорогу угнетают женщин. Все вокруг, от политики до культуры, "продиктовано патриархальными отношениями". Даже семья и материнство, даже уход за собой – все это навязано женщинам патриархатом, а значит, ведет к угнетению. Отсюда вывод – пора демонтировать патриархальный уклад и избавить мир от власти мужчин.

Фото: ArtFamily / Shutterstock.com

Идеи Миллет подхватили и развили другие феминистки. Так, американская фем-активистка Валери Соланас, известная своим покушением на художника Энди Уорхола, на полном серьезе утверждала, что "самец – это ошибка природы". Журналистка Кири Рупиа без обиняков называла мужчин "мусором" – ее единомышленницы по сей день публикуют в соцсетях мизандрические хештеги #menaretrash ("мужчины – мусор") и #killallmen ("убей всех мужчин").

"Я ненавижу мужчин", – открыто заявила писательница Полин Арманж в одноименной книге, ставшей манифестом радикального феминизма наряду с опусом "Лесбийский гений" Алис Коффин, убеждавшей женщин, что "недостаточно просто помогать друг другу, мы должны стереть мужчин". Ну, а там, где есть теоретики, найдутся и практики.

Удар ниже пояса

В 1993 году американскую общественность потрясло дело Лорены Боббит, отрезавшей член собственному мужу. Ее супруг Джон вернулся домой подвыпившим (с кем не бывает) и завалился спать. Лорена же, вероятно, рассчитывала на более романтичное продолжение вечера.

Пылая гневом, девушка метнулась на кухню, взяла разделочный нож и, ворвавшись в спальню, отчекрыжила Джону его хозяйство. Правда, затем она одумалась и вызвала службу спасения, так что мужчину успели не только откачать, но и пришить отрезанное. Однако Лорене пришлось предстать перед судом.

В суде она заявила, что муж ее изнасиловал, хотя ранее, в момент ареста, призналась, что на преступление ее толкнула сексуальная неудовлетворенность. Суд внимательно изучил обстоятельства дела и не нашел никаких доказательств насилия. Лорене грозил тюремный срок, но тут подоспели феминистские организации, развернувшие масштабную кампанию в ее поддержку.

В итоге подсудимая была оправдана – не выдержав общественного давления, судьи предпочли согласиться с адвокатами, утверждавшими, что она действовала в состоянии аффекта, до которого ее, ясен пень, довел сам Джон.

Безнаказанность Лорены привела к тому, что по всей Америке у нее появились подражательницы, так же, как она, отрезавшие мужьям члены или пытавшиеся это сделать.

Женщины тоже плачут

Но не только мужчины попадают под каток феминизма. В 2018 году владельцы гоночной серии "Формула-1" под давлением фемактива отказались от грид-герлз – девушек, которые перед гонками держали таблички с именами пилотов.

Феминисток возмущало, что профессия грид-герлз якобы "поддерживает стереотип о женщинах как обслуге для мужчин и напрямую связана с устоявшимися в обществе объективацией и дискриминацией".

Фото: Ev. Safronov / Shutterstock.com

Сами грид-герлз не ощущали ни "объективации", ни "дискриминации", так что, лишившись работы, они обрушили на феминисток столько ласковых слов, сколько не обрушивал на них и Джордан Питерсон, известный канадский психолог и критик феминизма.

"Из-за этих феминисток мы потеряли работу! Я была грид-герл восемь лет и никогда не ощущала себя некомфортно. Я люблю свою работу, никто не заставлял меня на нее устраиваться – это наш выбор", – написала в своем твиттере модель Лорен-Джейд Поуп.

"Смешно, что те, кто будто борются за права женщин, говорят, что можно делать, а что нельзя, и мешают нам заниматься работой, которую мы любим и которой гордимся", – негодовала модель Ребекка Купер.

И это не первый случай такого рода. К примеру, уже более полувека феминистки протестуют против конкурсов красоты, которые якобы "низводят женщин до уровня сексуального объекта и отражают одержимость патриархального общества физической красотой и потреблением".

Сам символ феминизма – зеркало Венеры и сжатый кулак, изображенный на его фоне – впервые был использован в 1969 году как раз на протестах против конкурса "Мисс Америка".

Случались фем-скандалы и в Беларуси. Так в 2016 году местные феминистки подняли кипиш вокруг рекламной кампании Mark Formelle, найдя ее "сексистской и унижающей женщин". Женщина в рекламе "демонстрируется как сексуальный объект, изображается в малоестественных, искушающих и соблазняющих позах", негодовали они.

Байнет после этого ухохатывался три недели, а иные белоруски с улыбкой сокрушались, что, мол, давненько не стояли "в искушающих позах".

И это пройдет

"Мне иногда кажется, что они не любят не только мужчин, но и женщин", – заметила как-то одна моя знакомая, когда мы обсуждали очередной скандал с участием радфем. Симптоматичное замечание. Из конструктивного общественного движения, решающего актуальные задачи, феминизм превращается в спекулятивную идеологию, генерирующую псевдосмыслы и все дальше уходящую от реальных проблем.

Концепция патриархального заговора, взятая на вооружение радикальными феминистками, ничуть не лучше любой другой конспирологической бодяги, будь то "жидомасонской", "укронацистской", "плоскоземельной" или "рептилоидной". Все они построены на логических ошибках и фейковой эмпирике, спекулируют на человеческих страхах и комплексах и рассчитаны на людей с небогатым умственным скарбом.

Но именно такие теории легче всего завладевают умами масс, так как дают простые ответы на сложные вопросы – а массы большего и не требуют.

Это, конечно, не означает, что в мире не осталось здравомыслящих феминисток – еще как остались. Просто мир устроен так, что люди здравомыслящие не всегда обладают громким голосом и прокачанной наглостью.

"Феминистки стали гораздо скрипучее и навредили женскому вопросу, чем только смогли, перекрикивая нас, чтобы, не дай бог, мы что-нибудь не смогли сделать", – еще в 1978 году с горечью констатировала британский премьер-министр Маргарет Тэтчер. А "скрипучести" у феминизма с тех пор ничуть не убавилось – деструктивные нарративы продолжают разъедать его рациональное ядро, искажая повестку дня, а порой и определяя ее.

Что со всем этим делать, пока непонятно. Царь Соломон в таких случаях брал кольцо мудрости, на одной стороне которого было начертано "Все проходит", а на другой – "И это пройдет". У нас такого кольца нет, но по опыту мы знаем, что человечеству рано или поздно надоедает любая кошмарщина: от костров инквизиции до лагерей ГУЛАГа. Надоест когда-нибудь и эта.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки