Брестское "Динамо" после 22 туров чемпионата Беларуси занимает четвертое место в турнирной таблице, а вот по посещаемости лидирует с гигантским отрывом.
Корреспондент Tochka.by решил выяснить: не "химичат" ли с цифрами в городе над Бугом и ходят ли на стадион по 8000 болельщиков – невиданная для наших футбольных широт активность.
Телетрансляция – повод усомниться в истинности протокольных цифр
Наблюдая за игрой команды, руководимой Александром Бразевичем, в режиме видеообзоров, журналист засомневался в правдивости зрительского интереса, обозначаемого в протоколах матчей.
Ведь он помнит времена, когда задобренные инспекторы лихо подмахивали мозырские протоколы в 90-х и в них значились до безобразия наглые цифры.
К примеру, в десятке самых посещаемых матчей футбольного чемпионата Беларуси за всю историю – шесть игр МПКЦ (так тогда именовался мозырский клуб) в 1995–96 годах.
А "рекорд" у матча хозяев стадиона "Юность", рассчитанного в ту пору примерно на 5000 мест, с минским "Динамо" в 1995 году – 19 500 зрителей.
Так что полупустые трибуны "Брестского" в телетрансляции давали резонный повод усомниться в том, что на этой арене регулярно собирается более 8000 болельщиков.
В том числе и потому, что ни на одном из белорусских стадионов такой внушительной аудитории в последние годы и близко не было, да и нынче не наблюдается.
Но, посетив игру брестского "Динамо" с "Арсеналом", журналист понял, что его сомнения беспочвенны.
Небесплатное удовольствие
Зерно сомнений взрастила и финансовая нива: в Бресте поход на футбол недешев – билеты на лучшие места стоят по Br10, а самые недорогие квитки, на неудобные угловые сектора, – по Br2,5.
А ведь в Гродно (местная команда в реестре зрительского интереса на втором месте) в этом году болельщики наблюдают за игрой бесплатно.
Но даже благодаря спонсору, "выкупившему" билеты на все матчи и выплатившему "Неману" внушительную сумму, клуб не смог собрать в среднем и 5000 зрителей.
А ведь "олени" идут в турнирной таблице выше "Динамо", с первых туров прочно обосновавшись на лидирующих позициях.
Фраза "вход – свободный" радует также посетителей домашних матчей "Ислочи", "Арсенала", "Нафтана" и "Витебска", но и там не приближаются к показателям брестского "Динамо".
Отчего же кажется, что на трибунах нет 8000 болельщиков, хотя они регулярно фигурируют в отчетах в последнее время?
Дело в том, что камеры телевизионщиков (или клубного оператора) стоят на главной трибуне и в кадр попадают сектора брестского стадиона, расположенные напротив. А так как все вместе они вмещают около 2500 мест и обычно заполняются слабо (солнечная сторона), поэтому и кажется, что на рассчитанном на 10 169 зрителей "Брестском" и близко нет этих протокольных 8000 с хвостиком.
Кстати, на матче с "Арсеналом", в котором "Динамо" победило 2:1, присутствовало 8874 зрителя – почти рекорд сезона, установленный в мае, когда за игрой с "Торпедо-БелАЗом" наблюдало 9090 болельщиков.
Традиции, умноженные на чемпионское наследие
Кто же ходит на трибуны брестского стадиона? Вы удивитесь – но и стар и млад, причем не только представители сильного пола, но и прекрасной половины человечества.
К примеру, на подходе к арене я заметил стайку девушек, в руках одной из которых была пачка билетов.
Из любопытства поинтересовался: "На футбол идете не добровольно-принудительно, билеты сами купили?"
"Да-а-а!" – ответствовали хором поклонницы "Динамо".
Оказывается, 13-летняя Лера, державшая квитки на всю компанию, посещает футбольные матчи уже три года, а в первый раз попала на трибуны брестского стадиона с родителями. Ну а подружки приходят сюда время от времени и не постоянным составом.
Девушки уверены, что "Динамо" в этом году займет первое или второе место.
Выяснилось, что Лера обычно выбирает 24-й или 25-й сектор, чтобы болеть с "верхотуры", но в этот раз билеты на всю компанию брала подружка-чирлидерша, поэтому юные болельщицы "Динамо" идут в 18-й.
А вот Алексей, впервые пришедший на трибуну "Брестского" еще в 2003-м, предпочитает наблюдать за игрой любимого клуба из 7-го сектора, крайнего на главной трибуне, где собирается дружная мужская компания. Но и он смотрит на перспективы "бело-синих" в радужном свете.
"В этом году никто из соперников в Бресте не показал футбол лучшего класса. Жодино (речь о провалившемся в еврокубках «Торпедо-БелАЗ». – Tochka.by) должны обойти: они у нас на халяву выиграли, по сути, единственный свой «верняк» реализовав", – "припечатал" оптимизмом давний поклонник "Динамо".
Рассуждая о перспективах брестчан, в качестве аргумента Алексей привел игру атакующей линии, которая превосходит торпедовскую и в креативности, и в результативности.
Но при этом он не нашел доводов после резонного замечания о том, что в четырех матчах с командами из первой пятерки "Динамо" в этом году не одержало ни одной победы и половину из оставшихся (на ту пору) поединков проведет именно с ними.
К тому же защитная линия команды Александра Бразевича явно слабее нападения: пропускает "Динамо" много – у половины команд высшей лиги меньше голевых пробоин.
"Главное, брать свои очки – выигрывать. И шаг за шагом идти к цели – еврокубкам", – уверен Алексей в финишной "швартовке" бело-синей "эскадры" в медальной гавани.
Андрей, который привык следить за игрой не первого поколения игроков из центрального сектора (в советские времена им был легендарный 13-й, где собирался брестский футбольный бомонд), смотрит на перспективы родного клуба под иным углом.
Он отметил ряд проблем в игре команды (недостатки в обороне, короткую скамейку, нелучшую функциональную готовность), сказав о том, что шансов попасть на пьедестал у "Динамо" немного.
Поклонник брестчан, впервые попавший на стадион еще ребенком в 1976 году, объяснил, почему народ активно ходит на стадион.
По его словам, Брест – город с давними болельщицкими традициями, а на полную катушку "заболел" футболом во времена Александра Зайцева.
"Тогда в клубе много внимания и денег уделяли работе с болельщиками, и эта "движуха" придала дополнительный импульс: люди привыкли, что "Динамо" и футбол – часть их жизни. А когда в этом году команда стала показывать результативную игру и регулярно побеждать, трибуны снова заполнились", – пояснил небывалую для последних пяти чемпионатов посещаемость Андрей.
Выигрывая у "Манчестер Сити" – "Арсенал"
Со времен Александра Зайцева (деньги известного бизнесмена помогли выиграть два Кубка Беларуси и чемпионат) много воды утекло. И с чемпионского сезона-2019 в ФК "Динамо" изменилось практически все: игроки, тренеры, руководство, почти весь клубный персонал.
Одним из немногих "старожилов" является Дмитрий Миц, который в клубе работой с болельщиками стал заниматься еще в ноябре 2016-го.
Да, сейчас таких крутых перформансов (тех же парадов с походом на стадион через центр города), что регулярно выдавали в Бресте в те денежные времена, нет, но он напрямую причастен к тому, что перед матчами на стадионе до сих пор организована масса активностей.
"Одним из самых запоминающихся был тематический матчдэй на Хэллоуин, – вспоминает Дмитрий, – я сам ездил за 400-килограмовыми тыквами-рекордсменками к одному из фермеров. Тогда мы и девчонок разрисовывали, и Марадону на тыкве изобразили, выступали «Дай дарогу». Классным был и матчдэй в национальном стиле, когда все были в вышиванках. Но и сейчас мы делаем, считаю, лучшее футбольное предматчевое шоу в стране".
Миц согласился с тем, что отсутствие фанатского сектора сказывается на атмосфере, но отметил, что клуб не первый год уделяет большое внимание всем категориям болельщиков: взрослым, детям, женщинам.
Он не раз бывал на футболе в странах Европы, следит за работой коллег, в том числе в КХЛ, и считает, что каждый клуб должен взаимодействовать с болельщиками, как это делает "Динамо".
"Вы же видите, сколько вокруг ребятишек и их мам. Это все результат нашей многолетней работы. Параллельно идет «Манчестер Сити» – «Арсенал», а у нас точно 8000 сегодня будет. Ставим цель перед каждым матчем делать праздник. У нас несколько точек притяжения: обязательно аквагрим, настольный футбол, автограф-сессия, фуд-корт с пивом и живой музыкой, фан-шоп, для детей – батут, возможность погонять мяч на запасном поле, а теперь еще и футбольный дартс", – рассказал Дмитрий Миц о том, как из каждого матча в Бресте делают футбольное шоу.
Матчдэй не главная причина высокой посещаемости (основа – победы "Динамо"), но отнюдь не последняя. Третьим важным фактором возросшей посещаемости в Бресте стал футбол, в который играет команда Бразевича: атакующий, с обилием острых моментов и забитых голов.
Поклонники "Динамо" надеются, что их поддержка поможет команде в третий раз в истории добраться до пьедестала.