Чтобы понять, что сейчас происходит в белорусском искусстве, нужно на него посмотреть. Сходили на "Осенний салон" в Минске вместе с молодой художницей Лизой Хихлушка.
Если вы хоть раз видели работы Лизы, то никогда их не забудете. Для ее холстов и графики ярким источником вдохновения стали минские панельки, сталинки и Осмоловка.
Художница училась архитектуре в Гданьске, на несколько месяцев окуналась в парижскую арт-жизнь, вернулась в Минск и сейчас снова строит планы покорить Европу.
Мы сходили с Лизой во Дворец искусств, а еще прогулялись по любимым городским местам. Увидели Минск таким, каким видит его Лиза Хихлушка.
Поговорили, как себя чувствуют современники, что пишут и чем вдохновляются. А заодно оценили новый стильный смартфон Huawei nova 11 Pro, который отличается стеклом повышенной прочности Kunlun, двойной селфи-камерой на 60 Мп, быстрой 100-ваттной зарядкой и привлекает внимание оригинальным дизайном с покрытием из экокожи с тиснением.
"Осенний салон"
Начнем с "Салона". В этом году он уже девятый по счету. Свои работы экспонируют более 200 авторов.
Лиза Хихлушка – в самом центре творческого многообразия, но как гость.
"В этом году меня приглашали, но просто нечего было выставлять. То есть работы были, но не новые. Поэтому «Салон-2023» я пропустила", – отмечает Лиза.
Во Дворец искусств Лиза пришла, чтобы посмотреть, чем сейчас живет Минск художественный, напитаться впечатлениями и, если повезет, идеями. Хихлушка признается, что не всегда запоминает фамилии других художников. Фотографирует те работы, которые понравились, а потом ищет их авторов в Instagram, чтобы наблюдать за их развитием.
Останавливаемся у работ Татьяны Савик. Лиза обращает внимание на картину "Диптих". Тут автор в своей излюбленной манере разделяет портреты на фрагменты. Это рушит стереотипы восприятия, заставляя думать об идентичности современного человека и целостности личности.
"Мне нравится она. Работа с темой пустоты и пространства. Это история про современного человека в обществе. Ощущение отделенности от него. Некоторого одиночества", – замечает художница.
Искусство как фон для селфи
Посетители выставки фотографируют работы, делают селфи. Неужели авторов не обижает, что их творчество воспринимают как фон для фото?
"Мне кажется, что даже когда картина выступает фоном для селфи, то это круто. Сейчас мы у абстракции, а значит, она и создана, чтобы ее фотографировать. Мне дико приятно, когда мои работы фотографируют и потом публикуют в соцсетях, отмечая меня", – говорит Лиза, делая селфи у работы Вероники Рокашевич под названием "Любовь".
В руках у Лизы смартфон Huawei nova 11 Pro. Одно из главных его достоинств – съемка. Новинка оснащена двойной фронтальной ультракамерой с основным модулем 60 МП, которая обеспечивает большой угол обзора, превосходное разрешение и высокую светочувствительность. Дополнительный портретный модуль камеры 8 МП поддерживает 5-кратный цифровой зум. Весь набор камер позволяет делать не только сочные фото, но также классные селфи и записывать качественное видео – то, что сейчас востребовано у людей творчества. |
Искусство со смыслом
К искусству без нарратива Хихлушка относится двояко: с позиции эстетики смотреть на такие работы приятно, но каких-то эмоций подобные творения не вызывают.
"И это не критика, а мое отношение. Кстати, к критике отношусь нормально и даже позитивно. Мне кажется, для художников важно слышать иное мнение", – отмечает собеседница.
О перспективных авторах
Есть ли авторы на "Осеннем салоне", которые впечатляют своими работами Лизу Хихлушка? Есть, выделяет Михаила Дойлидова.
"Он много работает с пространством, я этим тоже занимаюсь. И мне нравится, что в работах Миша передает ощущение мимолетности. Нейтральные цвета, яркие акценты. Это очень красиво. Здесь нет четких прямых линий, что передает динамику", – отмечает молодой автор.
Мужское – женское
Еще несколько лет назад в изобразительном искусстве было преобладание "мужского взгляда". Сейчас же ситуация меняется. И доказательство тому – выставка во Дворце искусств.
Сотни работ именно художниц, в том числе Алеси Скоробогатой, Анастасии Чадий и многих других.
"Конечно, меня радует, что все больше женщин говорят свое слово в искусстве, что это тенденция. Хотя я вам точно не скажу, кто лучше рисует – мужчина или женщина. Это неправильный вопрос. Искусство, по сути, явление бесполое", – говорит Лиза Хихлушка.
Цифровые технологии в искусстве
К слову, в работе Елизаветы большую роль играют современные технологии. Как отмечает художница, ей нужна хорошая фотокамера, чтобы фиксировать интересные ракурсы зданий, городов, для фотосканирования работ и ведения соцсетей.
"Мне кажется, что технологии помогают художникам, дизайнерам и фотографам делать свою работу лучше. И все эти возможности вмещаются в одном компактном телефоне", – рассуждает собеседница.
О коллаборациях
Разными могут быть и творческие проявления художников. Потому коллаборации с брендами Лиза считает правильными:
"Благодаря сотрудничеству с компаниями мы можем заявить о своем творчестве еще большему кругу людей. Также это возможность новой реализации себя. Другое дело, что некоторые компании при сотрудничестве с художниками присваивают все идеи себе, отодвигая в тень автора".
Год назад Лиза решила: нужна кооперация. Так, появилась лимитированная коллекция часов с репродукциями ее работ.
Был опыт работы и с модными марками одежды. Все коллекции посвятили теме любимого Минска.
А сама идея родилась вдали от родного города – как итог тоски по дому и городским пейзажам.
"В это время я была в Париже и стала рисовать свой Минск практически по памяти. По памяти я писала и любимую Осмоловку, где мы с вами пьем кофе", – вспоминает художница.
Комплект Huawei nova 11 Pro включает зарядное устройство с мощностью 100 Вт. Так, на полную подзарядку (от 0 до 100%) уходит не более 25 минут, при этом 50% восполняется за 10 минут (чашка кофе в модной кафешке на Осмоловке – и можно творить дальше). |
Осмоловка, панельки, любовь
По словам героини, главная проблема пространств Минска в том, что они безжизненные.
"Потому меня и вдохновляет Осмоловка. Работает тот самый человеческий масштаб, именно здесь ты ощущаешь себя человеком. Маленькие домики, тихие улицы, лавочки, деревья", – делится собеседница.
У многих ассоциацию с творчеством художницы вызывают и простые панельные дома, разбросанные, как детский конструктор, по всему Минску.
"Я выросла в таком доме. Мои родители и сейчас живут в панельке. Мне захотелось передать атмосферу типичного спальника. Хотя с архитектурной точки зрения такие строения вряд ли придают красоты, но с позиции воспоминаний – это все про нас, про каждого", – отмечает наша героиня.
Символы Минска
В искусстве, как и в архитектуре, для Лизы много личного:
"Мне жаль, что снесли здание ВДНХ на Купалы. Это не только утраченные воспоминания о детстве, книжных ярмарках и выставках. Но само здание, построенное в 1960-х годах, было интересным – прозрачные стекла, которые давали легкость.
Хихлушка отмечает, что в Минске от СССР осталось много хороших зданий:
"И Дворец спорта, и кинотеатр «Москва». Отличное здание бывшей Нацбиблиотеки в стиле модернизма, Большой театр, дома-«вафельницы» на проспекте Машерова. Конечно, «кукурузки»".
Что еще за "кукурузки"?
Речь идет о пяти 16-этажных домах в районе Комаровки. Необычную форму зданиям придают балконы.
Стекло Huawei nova 11 Pro – это Kunlun Glass с отличными защитными свойствами. Немаловажно для уличных фотографов, которые могут увлечься и уронить телефон. Задняя спинка сделана из экокожи с тиснением. Зеленый окрас, безусловно, редкий для мобильного рынка, потому выглядит эффектно и необычно. "Редкий случай, когда чехол покупать не хочется", – резюмирует Хихлушка. |
Строительство "кукурузок" началось в 1980-е годы, а закончилось уже в год миллениума.
"Минск в моих представлениях и моей памяти – это в том числе и эти дома. Конечно, причудливые по форме «кукурузки» есть и в моих рисунках", – говорит художница.
Выставка в Мадриде
Сейчас Лиза в Минске, закончила подготовку к выставке в Мадриде.
"Меня пригласила куратор выставки-ярмарки. Они хотят представить работы авторов Восточной Европы. От меня будут и графика, и холсты, – делится Хихлушка. – К нам отношение на Западе – как к чему-то неизведанному. И сейчас там в моде тема локальности, понятная только для тебя и узкого круга".
Лиза говорит, что для нее ярмарки в Европе – это возможность показать белорусское искусство местной публике:
"Там арт-сфера – это серьезная отрасль, которая интересна огромному количеству людей. К примеру, во Франции к художнику отношение как к герою ".
Что дальше?
Сейчас Лиза Хихлушка в поиске творческого вдохновения. Говорит, никаких серьезных работ пока не пишет.
"Есть один заказ как раз по Осмоловке. И планирую в скором времени продолжить работу над серией «Минск в голове». Есть места, которые я хотела бы изобразить. По воспоминаниям – снесенный комплекс ВДНХ на Купалы, а также мне нравится обновленный стадион «Динамо» с мачтами-«мухобойками»", – делится собеседница.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber