На российском Первом телеканале и онлайн-платформе Start 20 апреля завершается показ девятисерийного фильма "За полчаса до весны". Это – кинорассказ о становлении музыканта, вокалиста, композитора и аранжировщика Владимира Мулявина – от его детских лет и до триумфального взлета вокально-инструментального ансамбля "Песняры".
О том, удался ли замысел, корреспондент Tochka.by поговорил с одним из сооснователей "Песняров", заслуженным артистом БССР Владиславом Мисевичем и старшей дочерью Владимира Мулявина – Мариной. Оба выступали консультантами сериала.
Как проходил закрытый просмотр сериала
На закрытый просмотр, на который Мисевича незадолго до премьеры пригласил автор идеи, а затем и генеральный продюсер фильма Виктор Лабкович, музыкант шел с неким предубеждением, настрой был критический.
"Наверное, срабатывала память о том, какого рода музыкальные фильмы появлялись в советские времена. "Песняры" снимались в кинолентах "Ясь и Янина", "Эта веселая планета", "Диск". Но то – грусть и печаль. Публика прощала, поскольку людям нравился сам факт нашего появления на экранах, но теперь-то мы понимаем, что это было довольно убогое зрелище", – говорит Владислав Людвигович.
По его словам, сейчас он прикоснулся к совершенно иному подходу при создании кино: серьезному, высокопрофессиональному. Над сериалом работали три режиссера: Кирилл Папакуль, Оксана Барковская и Степан Коршунов. Казалось бы, это может создавать сложности в стилистике, "склейке" разных периодов жизни героев фильма. Мисевич уверяет, что никаких сбоев он не заметил: картина выстроена очень крепко, ладно, смотрится на одном дыхании.
"Режиссеры, съемочная бригада, актеры в большинстве своем молодые люди, но как же они заряжены на работу, творчество! Для них было важно не только достоверно передать детали быта, но и атмосферу того времени, человеческие эмоции, переживания. Получилось блестяще!", – считает музыкант.
Где правда и где вымысел в сериале
Мисевич прекрасно понимает: "За полчаса до весны" – это не документальное кино, и создатели имеют полное право на художественный вымысел, главное – все сделано деликатно и бережно.
Свое восприятие он проверял по ощущениям: верю-не верю, логично-не логично, не переигрывают ли актеры? По словам Владислава Людвиговича, в кадре все смотрятся органично, попадание стопроцентное.
Актеры, которые играли музыкантов, признались затем, что погружение в материал происходило постепенно, зато к концу съемок они стали настоящими друзьями, понимающими один одного с полуслова, то есть, спелись и сыгрались, как настоящие "Песняры". "Удивительный эффект", – говорит Мисевич.
Предполагалось, что его самого сыграет комедиант Вадим Галыгин, но "что-то не срослось", роль доверили белорусскому актеру Максиму Пониматченко. "Познакомились, поговорили: хороший парень, мне понравился", – говорит Владислав Людвигович.
При этом он самокритично подчеркивает, что все музыканты "Песняров" – фон, этакий второй ряд, главный же – Владимир Мулявин. Объемный, глубокий, талантливый во всем.
В роли "песняра" выступили: юный Даниил Васильев, Глеб Калюжный и Артем Волобуев. По оценке Мисевича, все справились великолепно. Актерам удалось показать Мулявина как человека неординарного, феноменально одаренного, но вместе с тем глубоко ранимого.
"Володя не был ангелом, у него, как и у каждого из нас, были свои недостатки, проблемы, в том числе в семейной жизни, которые порой захлестывали. В фильме об этом говорится честно и открыто. Это не лубочная картина, никакой сладкой ваты", – уверяет Мисевич.
По его оценке, получился фильм о высокой мечте и о том, как порой невыносимо тяжело к ней идти, но это все равно нужно делать.
Что думает дочь Мулявина о фильме
Марина Мулявина считает, что "За полчаса до весны" – несомненный успех белорусского и российского кинематографов.
"Еще до начала съемок мы с продюсером Виктором Лабковичем долго обсуждали, каким должен быть образ моего отца. Вместе решили, что внешняя похожесть не главное. Основное – передать харизму Владимира Георгиевича, его характер. Но у актеров получилось все. Артем Волобуев – это просто заоблачный талант", – говорит Марина Мулявина.
Признается, что во время просмотра фильма иногда специально закрывала глаза и слышала тембр голоса отца, а затем видела его манеры, движения.
"Я разговаривала с Волобуевым, раскрывала ему некоторые нюансы папиного поведения, и актер очень чутко все улавливал и просто сливался со своим героем. Это было сделано очень талантливо", – говорит Марина Владимировна.
По ее оценке, блестяще сыграли ее маму (Лидию Кармальскую) в разном возрасте Анна Демидова и Анна Банщикова: "И речь не о внешней похожести, они тонко передали отношения людей. Эти взгляды, повороты головы. Там есть эпизод, когда Кармальская публично выговаривает Мулявину... Непростая сцена, но как ее блистательно отыграла Банщикова. Просто шикарно!"
Что цепляет в музыке Мулявина
Марина Владимировна убеждена, что фильм должен понравиться не только представителям среднего и старшего возрастов: "Надеюсь, что молодые люди, которые, возможно, не знают о "Песнярах", проходя из комнаты на кухню, вдруг услышали их пение по телевизору, остановились и спросили: "А что это?" Я очень хочу, чтобы они еще и еще слушали эту музыку, эти голоса, верю, что их это будет цеплять".
Рассуждая о феномене Мулявина, Марина Владимировна убеждена, что он был настолько одержимый музыкой, что слышал ее по-другому, не так, как остальные смертные.
"Вот как определить стиль "Песняров"? Это и не церковная музыка, хотя многое было перенято из храмового песнопения, и не фольклорная в чистом виде, хотя в основе основ – народное творчество, и не эстрада в привычном понимании. Гений Мулявина еще предстоит понять и осмыслить, и появившийся сериал – один из шагов этого процесса. Убеждена, его произведения будут слушать и через сто лет, как слушают Баха и Моцарта. "Песняры" – это далеко не только "Вологда" и "Касіў Ясь канюшыну", – убеждена дочь музыканта.
Кто такой Владимир Мулявин
Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года на Урале – в городе Свердловске (ныне – Екатеринбург). После окончания школы поступил в местное музыкальное училище, занимался по классу народных инструментов. Создал свою группу, игравшую джаз, был отчислен "за преклонение перед западной музыкой". Затем его все же приняли обратно.
Работал в филармониях различных городов. Попав в Калининград, женился на Лидии Кармальской, выступавшей в необычном жанре – художественный свист. В 1961 году у них родилась дочь Марина. Был женат еще дважды.
С 1963 года биография Мулявина тесно связана с Беларусью, где музыкант сначала работал в филармонии, а затем в ансамбле Белорусского военного округа.
В 1968 году под руководством Владимира Мулявина был создан ансамбль "Лявоны", который через два года превратился в "Песняры".
Музыканты все время искали свой стиль, свои интонации, свое понимание белорусского творческого наследия.
Первый значимый успех пришел к ВИА "Песняры" в 1970 году в Москве на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады: ансамбль получил вторую премию (первая не присуждалась).
"Песняры" на долгие годы стали визитной карточкой Беларуси. Музыканты ВИА были первыми в Советском Союзе, кто побывал с концертами в США.
В 2001 году Мулявина наградили орденом Франциска Скорины. В тот же год в Москве на Аллее Звезд была заложена звезда в честь именитого музыканта.
В 2002-м, Мулявин попал в автокатастрофу, сломал позвоночник и был полностью парализован. Умер 26 января 2003 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. На доме, где жил Владимир Георгиевич, установлена мемориальная доска.
В его честь назван бульвар, где установлен памятник "песняру". Также памятник Владимиру Мулявину есть и в его родном Екатеринбурге.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber