"Шляпу сними": импровизации, украсившие советское кино

Советские фильмы неслучайно впоследствии разбирались на цитаты. Ведь многие из них рождались сами по себе, когда исполнители удачно отходили от сценария.
"Шляпу сними": импровизации, украсившие советское кино
Коллаж: Tochka.by

Какое-нибудь шедевральное кино зачастую обрастает подробностями о его создании. Например, со временем становится известно, как на ту или иную роль пробовались другие актеры. И это кажется странным, когда зритель видит, насколько органично артист влился в роль.

Зачастую режиссерам достаточно собрать под одной творческой крышей плеяду ярких актеров, которые умеют играть до конца. После этого можно просто не вмешиваться в процесс.

Портал Tochka.by вспоминает наиболее яркие моменты импровизаций в советском кино, сделавших его еще более запоминающимся.

"Ирония судьбы, или С легким паром!"

Это не только новогодняя классика, но и пример максимально оправданных импровизаций. Фраза: "Какая гадость эта ваша заливная рыба" – реально описывала блюдо не очень хорошего качества.

А сцена в душе и знаменитое "тепленькая пошла!" стало реакцией Юрия Яковлева (Ипполита) на появление горячей воды в павильоне "Мосфильма", где воссоздали соответствующий интерьер.

"Служебный роман"

Великая заслуга Эльдара Рязанова – готовность не "мешать" актерам, которых он приглашает на роли.

"Служебный роман" – один большой шедевр, состоящий из отдельных шедевриков. Яркая сцена романтического ужина Новосельцева (Андрей Мягков) с Людмилой Прокофьевной (Алиса Фрейндлих) – это импровизация талантливых артистов.

Не был прописан на бумаге и эпизод, когда Новосельцев в одном из дублей внезапно подхватил секретаршу Верочку (Лия Ахеджакова), чтобы защититься от разъяренной начальницы.

Актриса вскрикнула вполне натурально и словами проговорила реальные чувства. Такие неподдельные эмоции справедливо решили оставить.

"Бриллиантовая рука"

Андрея Миронова называли гением экспромта. И этот фильм стал очередным тому подтверждением. Исполняя песню на корабле, он гримасничал не по сценарию, но режиссер признал, что это добавило эпизоду колорит.

Ему же принадлежит ушедшая частями в народ фраза: "Леди, сеньора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет! Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?"

В одном из дублей актер настолько эффектно откинул челку со лба, что этот жест стал фирменным и добавил комизма в соответствующих эпизодах.

"Операция «Ы» и другие приключения Шурика"

Фильмы Леонида Гайдая – отдельная история в советском кинематографе. Он, как и многие режиссеры, доверял актерам-любимчикам. И они сполна отвечали ему за это непредсказуемой игрой.

Много импровизировал во время съемок привыкший к этому в цирке Юрий Никулин. В моменте ограбления склада он должен был испугаться скелета, но решил украсить эпизод, засунув палец в челюсть.

Ну и сцена "ранения" Балбеса после битвы на шпагах с Шуриком – тоже плод его инициативы.

"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Это еще один неиссякаемый источник крылатых выражений. Сцену, где Трус (Георгий Вицин), делая глоток пива, говорит: "Жить, как говорится, хорошо!" – Балбес (Юрий Никулин) дополнил репликой, которой по плану не было: "А хорошо жить – еще лучше!"

Дядя Джабраил (Фрунзик Мкртчян) реально не расслышал просьбу товарища Саахова: "Шляпу сними". Этой фразы не было в сценарии. Владимир Этуш решил украсить эпизод, чем вызвал неподдельную реакцию напарника.

Дал волю своим идеям на съемках и Георгий Вицин (Трус). Чего стоит только фраза: "Чей туфля? Ой, мое. Спасибо". Он же придумал и знаменитые конвульсии на дороге между Балбесом и Бывалым, и испуг от платка, который уронила убегающая Нина.

"Мимино"

Максимально ярко проявил себя Фрунзик Мкртчян в фильме "Мимино". Его находки: "Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь", "Я так хохотался!", "Ты и она – не две пары в сапоге".

А показания в зале суда – отдельная "песня".

Практически все реплики актер придумывал на ходу. Именно живые реакции сделали это кино по-настоящему народным.

"Джентльмены удачи"

В этом случае большинство сразу вспоминает сцену с зарядкой на морозе. Савелий Крамаров очень не хотел сниматься на холоде и решил подбить коллег-актеров на бойкот.

Но Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич) отказался в этом участвовать. И Крамаров ему "отомстил" во время съемок, когда неожиданно начал натирать его снегом.

К этому действу подключился Георгий Вицин, охладив пыл "Косого". Поэтому сцена выглядит столь искренней – в итоге получился культовый момент.

"Большая перемена"

В этом фильме не на шутку разыгрался Евгений Леонов. Он действительно шлепнул "дочку" по пятой точке, хотя в сценарии такого не было. Также актер настоял на сцене с вечерним разговором на кухне и продвинул идею забраться в класс через окно.

Александр Збруев уговорил режиссера оставить ему замшевую куртку. Казалось бы, рабочие на завод так не ходят. Но герой в привычном советском и заводском антураже выглядел не таким, как все. Очевидное отличие от других, помимо прочего, сделало образ Ганжи особенным.

"Любовь и голуби"

Этот фильм соткан из импровизаций. Например, дядя Митя (Сергей Юрский) и баба Шура (Наталья Тенякова) в реальной жизни были мужем и женой. А хорошие знания друг о друге не могли пропасть даром.

Едва ли не каждый их диалог рождался на ходу, и в итоге многое попало в конечный монтаж.

Досконально проработала свою героиню Людмила Гурченко и добавила оттенков не только в плане фраз. Ей принадлежит идея сделать Раису Захаровну разводчицей кактусов, о которые постоянно кололся Василий.

Она же принесла в кадр своего пса, что придало еще большей реалистичности образу. Ну и отдельное место занимают разговоры на курорте. Ставшей крылатой фразы: "Хрясь! И всё, что болело, – в мусорное ведро" – в сценарии не было.

К слову, сохранились рабочие материалы съемок.

И у зрителя есть возможность оценить процесс изнутри.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки