Сотни тысяч белорусов ежедневно спускаются в метро, ведь этот вид транспорта связывает жилые районы с центром, помогая быстро и удобно добраться до места назначения.
Первых пассажиров минская подземка приняла в 1984 году, и она активно разрастается до сих пор.
Пока достраиваются очередные участки уже третьей, Зеленолужской линии, предлагаем перенестись в прошлое и познакомиться с историей первых станций столичного метрополитена.
"Октябрьская"
Внешний вид станции на уровне идеи полностью посвящен событиям Октябрьской революции, что очевидно уже из названия.
В оформлении прослеживается преобладание красных и золотистых оттенков в сочетании с отделкой из белого мрамора. Такое архитектурное решение придает облику атмосферу празднества.
Динамические формы колонн олицетворяют пятиконечную звезду, а светильники янтарного цвета, по задумке, символизируют горящий факел – как знамя победы советской власти.
Высота потолков на станции – 6,4 метра при типовых 4,1. Все потому, что на платформе расположился второй ярус с переходом между центральными станциями двух веток.
Отдельное внимание стоит уделить оформлению торцов станции. Работа выполнена из белого камня, на ней изображены символы и лозунги эпохи СССР.
В то время такие панно использовались как рупор режима, но сейчас стали скорее тематическим арт-объектом.
Правда, замечают его немногие: резная композиция в светлых оттенках на фоне ярких колонн просто теряется.
"Площадь Победы"
Станцию метро "Площадь Победы" сложно не упомянуть сразу после "Октябрьской". И не только потому, что они соседствуют на "синей" ветке. Их оформление настолько похоже, что порой вызывает путаницу среди пассажиров.
Само название станции также отсылает к историческим событиям времен СССР – прославляет подвиг народа во времена Великой Отечественной войны.
Главное сходство с "Октябрьской" – колонны, выполняющие роль светильников. На первый взгляд кажется, что они одинаковые, но разница становится очевидна, если обратить внимание на освещение.
На "Площади Победы" цвет ламп – холодный, и это задает совершенно другое настроение всему оформлению станции.
На колоннах размещено по четыре светильника, собранных из мелких кусочков литого стекла. Интересный факт: раньше один из четырех светильников специально оставляли выключенным – как символ гибели каждого четвертого жителя Беларуси во время войны.
Отделка стен "Площади Победы" выполнена из все того же белого мрамора, что также объединяет станцию с "Октябрьской".
Вестибюли на выходе с платформы продолжают тематику ВОВ. Это выражается и в светильниках из цветного стекла, и в витражах над эскалаторами, на которых изображены памятные места столицы, созданные в честь Победы.
"Площадь Ленина"
Одна из самых лаконичных станций минского метрополитена – "Площадь Ленина". Ежедневно здесь проходит почти сотня тысяч человек – платформа входит в число наиболее оживленных. Возможно, поэтому отсутствие множества декоративных элементов не бросается в глаза, и станция выглядит органично.
В цветовой палитре преобладают теплые оттенки коричневого. Приглушенное освещение спрятано в карнизах, которые контрастно выделяются над путевыми линиями.
Главный акцент в оформлении – художественная композиция в виде шара с колосьями и изображением серпа и молота, установленная в центре зала. Она изготовлена из латуни и кусочков литого янтарного стекла.
Шар подсвечивается изнутри – в разные периоды времени это освещение то пропадало, то снова появлялось.
Вестибюли станции не обошли стороной – их украшают две монументальные композиции из той же латуни: Ленин и скульптура в память о событиях 1905 года, когда в Минске во время митинга железнодорожников губернатор отдал приказ расстрелять толпу.
"Первомайская"
Станцию метро "Первомайская" можно поистине назвать уникальной для Минска. Платформа здесь состоит из двух боковых частей, из-за чего двери открываются справа – это единственная станция с такой концепцией.
"Первомайская" открылась в 1991 году – другие станции из того же пускового участка запустили чуть раньше, поэтому первые месяцы поезда следовали по ней без остановки, транзитом.
Кроме своей оригинальной структуры, платформа имеет весьма необычное оформление. Главный акцент – тематическое панно на путевых стенах из белых и красных керамических модулей.
Эта абстрактная композиция из объемных фигур вдохновлена празднованием Первомая. Идейный замысел объединяет всю станцию и отражается в виде керамических элементов на колоннах и непрерывной красной полосы на путевых стенах.
Такая же картина – в вестибюле на втором уровне, где расположились турникеты и билетные кассы.
Кстати, решение сделать станцию двухуровневой стало вынужденным. Строителям требовалось работать вблизи обводненных грунтов, и привычная для нас конструкция станции не смогла бы существовать в таких условиях.
"Тракторный завод"
Открылась станция в первом пусковом отрезке "красной" линии, и первые семь лет своего существования "Тракторный завод" был конечным пунктом следования поездов.
Среди остальных станций советской эпохи платформа выделяется своим минималистичным, но оригинальным оформлением, вновь обыгрывающим название.
Лаконичный дизайн отлично подошел для передачи "индустриальной" тематики. Цветовая гамма – светлые холодные оттенки: белый, серый, металлик.
Ярким акцентом на станции становятся торшеры – это и есть ее главная изюминка. Они расположены вдоль всей платформы и своей формой напоминают шестеренки, вызывая ассоциации с работающими механизмами завода.
У такого элемента, помимо декоративной, много и более утилитарных функций. Он обеспечивает и освещение станции, и скамейки для пассажиров, и навигацию по линии.
На путевых стенах расположены хромированные линии из металла, что также наводит на мысли о машиностроении.
В той же стилистике выполнены торцы станции – абстрактные фигуры воплощают в себе идею о главных достижениях передовой науки и техники.
Это не первый наш материал об особенности декора минского метро. О белорусских мотивах в оформлении станций подземки можно почитать здесь.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber