"За полчаса до весны": кто и как снимал сериал о легендарных "Песнярах"

Вероника Перепелкина
На ОНТ с 13 ноября стартует показ сериала о жизни и судьбе Владимира Мулявина и его вокально-инструментальном ансамбле. Пообщались с белорусскими актерами, которые были задействованы в съемках эпичного проекта.
"За полчаса до весны": кто и как снимал сериал о легендарных "Песнярах"
Фото: онлайн-кинотеатр START

Идея создания монументального проекта о "Песнярах" появилась несколько лет назад, а сериал в итоге полностью отсняли еще в 2021-м. Но потом по разным причинам премьера несколько раз переносилась.

Кстати, несмотря на то что прокатом первоначально занимались онлайн-кинотеатр START и Первый канал, ошибочно предполагать, что это исключительно российский продукт. Сериал снимали при поддержке Министерства культуры Беларуси, и это была очень масштабная работа. Оценивать ее мы не будем – пусть поклонники "Песняров" решают сами.

Мы же предлагаем вместе с актерами вернуться на съемочную площадку, чтобы раскрыть главные тайны создания сериала. Поверьте, их было немало.

Золотой состав "Песняров" и золотое время

"Через 200 м поверните направо, на бульвар Мулявина", – даже навигатор в машине как будто вторит анонсу громкой премьеры сериала о музыкальном символе Беларуси – ансамбле "Песняры".

Дело в том, что наши собеседники-актеры, которые появились на первых онлайн-афишах байопика, назначали встречи недалеко от государственной филармонии. Это место очень символичное как для самих "Песняров", так и для исполнителей главных ролей фильма. И как раз там, в районе минской филармонии, и расположен тот самый бульвар.

Конечно, Мулявин – ключевая фигура сериала. Разве могло быть иначе? Его детство в Свердловске, годы службы в армии, сначала всесоюзная, а потом и мировая слава...

Нюансы – в мелочах

Наш первый собеседник – актер Александр Ильин – был задействован сразу по обе стороны экрана. За кадром он был коучем по актерскому мастерству для детей, которые принимали участие в съемках о 1950-х годах. А уже собственную артистичность Ильин демонстрировал, играя "взрослого" героя в 1970-х.

Актер воплотил на экране Леонида Тышко в период пика популярности ансамбля. Именно этот музыкант придумал название "Песняры" вместо "Лявоны" перед IV Всесоюзным конкурсом артистов эстрады, с которого началось признание.

“Это монолитная личность. Он говорил мало, но по делу. И если другие ребята могли себе позволить немного потанцевать во время выступления, то он [Тышко. – Tochka.by] стоял ровненько, как скала. Можно сказать, подтверждал стереотип бас-гитариста", – говорит Ильин.

Помимо истории о легендарном фронтмене ансамбля сюжетная линия немного затрагивает каждого участника коллектива. Таким образом раскрывается его вклад в развитие группы, отражение творческой деятельности на личной жизни и характере.

Еще один актер, Георгий Петренко, оказался самым юным и по сюжету, и на съемочной площадке среди коллег. И как раз таки он старался показать некую трансформацию своего героя – Анатолия Кашепарова – от молодого вокалиста до "золотого голоса" страны.

"По моему персонажу будет видно, что он – покоритель женских сердец, заботится о себе и своей внешности. А еще все же остальные были знакомы с армии, а Кашепаров был "зеленый". Я пытался делать его сначала зашоренным немного, а затем показать, как он вырос до большого артиста", – рассказывает Петренко.

Герой еще одного нашего собеседника – актера Артема Давидовича, сыгравшего Валерия Яшкина, – раскрывается больше через диалоги и взаимоотношения с художественным руководителем "Песняров". Не все знают, что Яшкин и Мулявин вместе служили в армии, создавали ансамбль сначала там, а потом уже в филармонии.

"Он [Яшкин. – Tochka.by] мог поспорить с Мулявиным. И его советы обсуждали, прислушивались к ним. Они армейские были, старшие, поэтому авторитета больше", – говорит Давидович.

Художественные приемы и исторические факты

Сериал "За полчаса до весны" – биографический. Подготовка к съемкам шла не один год, было изучено множество материалов, видеоархивов, интервью. А экзамен на правдоподобность принимали Влад Мисевич, один из основателей "Песняров", и дочь Мулявина Марина Владимировна.

"Нам очень важны были слова Мисевича. Иногда он с трудом скрывал слезы. Особенно когда снимали в филармонии, то его накатывало, как будто он переносился в то время, стоял на сцене, вспоминал себя и друзей", – рассказывает Александр Ильин.

По словам актера, Мисевич и Мулявин часто рассказывали истории из жизни и раскрывали какие-то личные секреты музыкантов.

"Это впоследствии помогало лучше понять персонаж, добавить ему индивидуальности", – говорит Ильин.

Уже на съемках актеру Георгию Петренко, например, подсказали маленький нюанс, о котором нигде не написано. Тем не менее в фильме его можно было обыграть.

"Влад Мисевич сказал, что Кашепаров вообще не употреблял алкоголь. Как бы мелочь, но если в кадре мне предлагают выпить, я даю понять, что не надо", – рассказывает Георгий Петренко.

Фото предоставлено собеседником Tochka.by

А Артем Давидович про своего героя Яшу хотел узнать больше из книги, которую написал сам Валерий Константинович в 1995 году. Тираж был небольшой, поэтому удалось найти экземпляр лишь в музее Мулявина в филармонии. Правда, помогло это лишь отчасти.

"Книга больше из области теории – про вокально-инструментальные ансамбли, про их роль в эстрадной музыке и театре", – поясняет Давидович.

Современные копии легендарных "Песняров"

Помимо модели поведения, копирования привычек, каждому "песняру", естественно, предстояло на экране перевоплотиться и внешне. А актеры оказались как на подбор – надо отдать должное кастинг-менеджеру. Даже на пробах все отмечали сходство будущих героев с персонажами.

Фото: онлайн-кинотеатр START

Например, Георгию Петренко для создания образа почти не понадобился грим, даже без парика обошлись. Хотя для всех остальных их создавали эксклюзивно. Когда Петренко пригласили на роль Анатолия Кашепарова, у него уже был свой козырь – удлиненная стрижка.

"Было очень удобно, особенно летом: утром проснулся, помыл голову и готов к съемкам", – вспоминает Петренко.

Да и Артему Давидовичу коллеги тоже завидовали. Со дня кастинга до старта съемок у него успели отрасти и усы, и волосы, что значительно экономило время и упрощало процесс гримирования, который за одну смену приходилось совершать не раз: с утра и из-за перерывов на обед.

Как признается Александр Ильин, к этому невозможно просто привыкнуть.

"У нас поменялся смех за время съемок из-за приклеенных усов. Придерживали их и чуть-чуть охохокали", – вспоминает он.

Кадр из сериала "За полчаса до весны" (2023). Скриншот: START / Youtube

А Артем Давидович добавляет: "В театре как-то хотели мне дать роль 23-летнего парня, молодого и задорного, а тут – дядька с длинными усами". Но долгое ожидание начала съемок сработало на образ.

"Было время это обжить, где-то в кадре я тереблю усы, волосы могу поправить. И это естественным образом уже получалось, потому что появилась привычка", – вспоминает актер.

Лявон, Коша, Яша... "Экранные песняры" со временем даже вне съемок начали называть друг друга по именам героев. У некоторых и в телефонах были подписаны именно так.

"Еще полгода назад я даже мог обернуться на улице, если бы услышал обращение «Коша»", – улыбается Георгий Петренко.

Актеры так сильно сдружились, что предпочитали отдыхать вместе. И даже в перерывах между съемками, вдоволь не наговорившись, делили один четырехместный гримваген на восьмерых. Наверняка это будет заметно и в кадре. Ненаигранные отношения, сплочение и взаимопонимание – все как было у "Песняров".

Это отметил и Влад Мисевич: "Мне хватило 20 минут, чтобы увидеть самое главное – как вы общаетесь даже вне съемки и что у вас получился настоящий дружеский коллектив". Такие слова услышал лично Георгий Петренко в один из дней.

Гитара, лира и даже баян

Но, несмотря на дружбу внутри коллектива, требовательность была высокая ко всем. Готовиться к роли нужно было глобально, вплоть до освоения новой профессии. Например, Александр Ильин, хотя с гитарой и на "ты", брал уроки игры на бас-гитаре и в свободное время "нарабатывал" пальцы, подбирал аккорды.

Артем Давидович как будто не отставал от своего героя и стал практически мультиинструменталистом. Помимо того, что он с легкостью импровизирует на шести-, семи- и 12-струнных гитарах, он еще познакомился с лирой, с нуля немного научился играть на скрипке, а на баяне сумел исполнить целую композицию.

Фото: Tochka.by

"Баян брал сначала в аренду, потом друг давал мастер-классы. А вот насчет скрипки было так: включил YouTube и посмотрел четыре минуты ролик "как держать левую руку", затем "как держать правую" – и давай как в фильме "Кин-Дза-Дза": "Мама, мама, что я буду делать?" Я пытался что-то играть", – вспоминает Артем Давидович.

Все композиции постоянно стояли в плейлисте на повторе. Ведь одно из главных вокальных сокровищ "Песняров" – многоголосие. У артистов тоже каждая партия должна выглядеть убедительно на экране.

"Где ж ты моя темноглазая, где?"

Кстати, пели актеры не только в кадре и на репетициях, но и в свободное время. Между съемками устраивали капустники. Такое времяпрепровождение сближало еще больше. Так и до нового музыкального коллектива дело могло дойти, шутят актеры.

Хотя у Артема Давидовича такой уже имеется. Это акустический дуэт “Чердак”. Более того, в его репертуаре изначально была песня "Вологда". Но заучивать нужно было тексты около 10 музыкальных произведений. Актеры вспоминают, что сложнее было ребятам из Москвы, приходилось переводить и объяснять им некоторые белорусские слова.

Фото предоставлено интернет-кинотеатром START

"Слушали эти песни и кайфовали. В какой-то момент, когда вокруг антураж, ловишь себя на мысли, что ты в 1970-х", – вспоминает Давидович.

По неофициальным подсчетам актеров, больше всего дублей было сделано во время исполнения все той же "Вологды" в Колонном зале Дома союзов в Москве. Это один из важнейших эпизодов в карьере коллектива. В Колонном зале песни никогда не повторялись на бис.

Но на этот раз после громких оваций почтенной публики пришлось нарушить правила прямого эфира. Кстати, событие 1976 года воссоздано в точности. Артисты кино находились под впечатлением от возможности буквально прикоснуться к истории.

"Я сделал фотографию нас на сцене, и можно даже сравнить – ничего не изменилось. Так круто, когда понимаешь, что "Песняры" здесь тоже ходили, что-то обсуждали", – рассказывает Георгий Петренко.

Как добавляет Артем Давидович, это был его самый длинный съемочный день – 16 часов:

"Такая красивая «десертная точка» – съемки в Москве. Так как до этого я болел коронавирусом, то там доснимали еще, например, портреты для КГБ".

Для съемок же концерта в Германии экранные "Песняры" на гастроли не отправились – берлинская телебашня лишь виртуальная. Зато прогулку по городу снимали не в павильоне. Декорацией стал Минск и ретротрамвай. Хотя отправиться в "командировку" и оказаться в самолете актерам все же понадобилось. Но выше земли транспорт не поднялся. Полет снимали в тренировочном самолете МЧС.

"В этом эпизоде удалось "засветиться" вместе с моей невестой, которая играет стюардессу", – с гордостью сообщает Георгий Петренко.

А вот перенестись из холодной осени в знойное лето пришлось не столько географически, сколько по актерски. Самая сложная сцена из-за погодных условий происходила в Калининграде. Там искусно изображать надо было ялтинскую жару, хотя на самом деле температура воздуха не превышала по ощущениям и 7 °C. После в оздоровительных целях понадобилось попариться в бане.

"По сюжету, мы сидели в летнем кафе, ели мороженое, а на улице – «дубинушка». Когда режиссер говорил: «Снимаем!», мы сбрасывали с себя пледы и сидели, изображая, что нам очень жарко. В это время волосы развевались якобы от чуть прохладного бриза, а на самом деле дул ледяной ветер – вот такая актерская профессия", – вспоминает Александр Ильин.

Советский антураж

Об этом героическом поступке актеров телезрители вряд ли догадаются. Кстати, чтобы на протяжении всего сериала у них не нашлось к чему придраться, создатели фильма и их команда проделали колоссальную работу.

Ларьки с квасом, автоматы с газировкой, напитки в бутылках – повод поностальгировать старшему поколению. А молодому – узнать что-то новое.

"Может, молодежь посмотрит и оценит это как просто красивый кадр. А кто-то подумает: о, я знаю, у «битлов» было что-то похожее", – рассуждает Александр Ильин.

Помимо костюмов, сшитых для каждого индивидуально на заказ, исполнителям ролей давали аутентичные наручные часы (поговаривают, что у исполнителя роли Борткевича они были самые красивые), сигареты, зажигалки...

Георгий Петренко как человек, увлекающийся ретро, был впечатлен советскими автомобилями и автобусом, на котором в одной из сцен ансамбль возвращается с концертов после продолжительного запрета на выступления.

"Когда мы ехали, то обсуждали, что Артем «Яшкин» хотел купить такой винтажный автобус и сделать из него баню на своем участке", – вспоминает Георгий Петренко.

В фильме много внимания уделяется идентичности инструментов. Целый эпизод рассказывает о том, как Мулявин выкупил свою известную черную гитару у музыканта-испанца.

Фото: онлайн-кинотеатр START

А вот лиру для появления в кадре пришлось просить взаймы у музея, баян же – и вовсе украсть… Говорят, что такой случай на самом деле происходил, но в фильме он немного дофантазирован. Получилась очень комичная сцена.

"Когда Мулявин пришел нас, горе-воришек, освобождать из опорного пункта, начали говорить: «Они же играют! Дайте-дайте им баян!» И мы с Сашей Ильиным, держа инструмент по другую сторону решетки, растягиваем меха и как-будто играем «Вологду». Мы попробовали – и реально получилось!" – говорит Артем Давидович.

Комичных историй в жизни "Песняров" было достаточно. Не зря они издавали собственную юмористическую газету "Ведомости", в которой были и журналистами, и художниками, и редакторами. На страницы попадали заметки о гастролях артистов и их приключениях на выездах. Актеры, видимо, настолько "срослись" с героями сериала, что тоже создавали свои шуточные зарисовки во время работы над проектом.

"За полчаса до весны": о чем сериал

Проект по телевизионным меркам достаточно масштабный: состоит из девяти серий. В финале зрителей ждет результат высочайшего художественного уровня – то, к чему шел Владимир Мулявин: первая советская рок-опера "Песня о доле" на стихи Янки Купалы. Премьера состоялась 27 апреля 1976 года на сцене Белгосфилармонии.

Несмотря на триумф постановки, ее видеозапись не сохранилась. Однако в сериале по всем собранным документальным материалам, а также со слов очевидцев удалось максимально воссоздать фрагменты театрализованной кантаты.

"В ней душа Мулявина, как он загорелся этой идеей, как он шел к ее реализации. Несмотря на все препятствия, он хотел поставить рок-оперу еще в честь брата", – отмечает Александр Ильин.

А Артем Давидович добавляет: "Здорово, сложно, интересно! Золотой фонд нашей истории. Очень крутой материал, очень здорово на таком материале расти. Я бы вообще в школьную программу это включил".

Вот и один из основных посылов фильма заключен, пожалуй, в самих действиях "Песняров". В том, что, несмотря на все преграды, они знали, что им нравится, чего они хотят. И верили в свое дело.

И если вдруг будет дан зеленый свет второму сезону сериала, зрители станут свидетелями еще более невероятных взлетов ансамбля. К ним, конечно же, относятся и исторические гастроли первой советской группы по США, и запись альбома в американской студии, и овеянное легендой выступление на фестивале в Каннах...

Причем некоторые эпизоды вышеописанных событий уже есть в изначальном сценарии сериала. Но для того, чтобы "оживить" эти страницы, придется подождать.

>>> Афиша фильмов и билеты в кино – на afisha.tochka.by

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки